Вячеслав Кущёв
художественный руководитель театра,
заслуженный деятель искусств России

История музыки порой также непредсказуема, как человеческая жизнь. И случается так, что самые жизнерадостные и светлые произведения рождаются в самые тяжелые времена. Именно такая судьба ждала и блистательную «Королеву чардаша», появившуюся на свет под грохот разрывающихся снарядов и пулеметные очереди Первой Мировой войны. Что еще более парадоксально, ее героине, обворожительной звезде варьете Сильве Вареску было суждено влюблять в себя, вдохновлять солдат и мирных жителей по обе стороны фронта. Мелодии Кальмана распевали и немецкие, и русские, и французские солдаты – что лишний раз подтверждало: настоящее искусство существует вне времени, вне политики, вне зачастую абсурдной реальности. Точнее, возвышается над ними, выполняя свою главную задачу: вселять в людей веру, надежду на прекрасное светлое завтра...

Вообще, оперетта – это «праздник, который всегда с тобой». Не случайно ведь ее родиной стал Париж, воспетый тысячами поэтов, писателей, художников и музыкантов. В XIX столетии оперетта стремительно набирала обороты, очень скоро завоевала вторую музыкальную столицу мира – Вену. Затем – крупнейшие европейские города – Лондон, Берлин и... Ростов-на-Дону. Да-да. Достоверных исторических документов время для нас не сохранило, однако есть ;все основания полагать,что, как писали журналисты, Ростов стал вратами, «через которые Оперетта начала покорение бескрайних просторов России». Именно в нашем городе жил знаменитый режиссер и антрепренер Григорий Вальяно, благодаря которому долгие годы почти все столичные и провинциальные театры России получали свой опереточный репертуар. А в 1919 году здесь открылся легендарный Ростовский театр музыкальной комедии, вместе с московским и свердловскими театрами заслуживший статус лучшего в своем роде. В Ростове-на-Дону жили артисты, на выступления которых приезжали смотреть поклонники жанра со всего Союза...

И потому очень символично, что 100-летие нашего предшественника, Ростовского театра музыкальной комедии мы встречаем премьерой «Сильвы» – оперетты номер один во всём мире. Пожалуй, ни один другой опереточный шедевр не может на сегодняшний день похвастаться такой высокой концентрацией шлягеров на единицу времени. Мы уверены, что даже самый скептически настроенный зритель не удержится от того, чтобы запеть после спектакля строчку вроде:

«Без женщин жить нельзя на свете – нет!..»

А если так – то, значит, праздник жизни, который являет собой вечно молодой и вечно солнечный жанр оперетты, по-настоящему удался.

Актуально