Игорь Стравинский
МАВРА
Опера в одном действии
Либретто Б. Кохно по мотивам поэмы А. Пушкина «Домик в Коломне»
Премьера состоялась 24 февраля 2013 года
Первое исполнение в Ростове-на-Дону
Премьера «Мавры» состоялась в 1922 году в Париже в антрепризе С. Дягилева (режиссёр Б. Нижинская, художник М. Сюрваж, дирижёр Г. Фительберг). Борис Кохно, автор либретто, вспоминает, что первое публичное представление оперы, входившей в программу концерта русской музыки в гостиной отеля «Континенталь», ознаменовалось триумфальным успехом, а последующая постановка в Grand Opera безоговорочно провалилась.
Казалось, Стравинский, к этому времени являвшийся автором восьми сценических произведений, с успехом принятых публикой и критиками, даже и предположить не мог, что его «Мавру» ждёт неудача: «Я должен признать, что в последние годы я в основном слышу только о недостатках моей музыки, о которых сам прекрасно знаю, но никто (буквально никто) не говорит о её достоинствах». Даже спустя много лет публика продолжала упорно отказываться в понимании новизны этого сочинения: «Несмотря на четкое исполнение этой ясной и явной музыки доходит она лишь до редкого слушателя, остальные же ничего не слышут и только перешептываются и хихикают как дураки при появлении Мавры в высоких сапогах и военных штанах под юбкой...»
В своей книге «Хроники моей жизни» Стравинский писал: «Только несколько молодых музыкантов молодого поколения оценили „Мавру" по достоинству и поняли, что это новый поворот в развитии музыкальных идеалов. Что касается меня, я счастлив, что воплощение моих музыкальных замыслов оказалось таким удачным и дало мне вдохновение работать дальше с симфонической музыкой»
Скорее всего, объяснение сценической неудачи за рубежом кроется в необычайной русскости «Мавры». Опера принципиально непереводима ни на какой другой язык, ибо здесь перевода требует (и ему не поддается) и язык музыкальный, переливающийся многочисленными аллюзиями, которые способен оценить лишь русский человек, с детства впитавший особенности национальной музыкальной культуры. Неслучайно Д. Шостакович говорил о Стравинском как «истинно русском композиторе... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рождённого землей русской и кровно с ней связанного...»
Композитор посвятил своё произведение памяти трёх великих русских творцов Пушкина, Глинки и Чайковского. Стравинский восхищался каждым из них: он часто упоминал о «бесконечном уважении к Пушкину», Глинку называл музыкальным идолом своего детства, который всегда был и будет оставаться для него «безукоризненным». Музыка же Чайковского и вовсе играла особую роль в биографии Стравинского как исполнителя, дирижёра и композитора.
Написанная на сюжет «Домика в Коломне», о котором Пушкин сам иронично писал: «Больше ничего не выжмешь из рассказа моего», - «Мавра» представляет собой, с одной стороны, остроумный музыкальный анекдот, а с другой - стилизацию русского городского романса и оперы первой половины XIX века. В ней преобладают шарж, гротеск, пародийность, но не сатира, потому что вызвана «Мавра» не насмешкой, а глубокой симпатией Стравинского к быту петербургского захолустья пушкинской поры.
Проведя более 70 лет в забвении и являясь предметом наслаждения лишь знатоков, сегодня «Мавра» по достоинству - именно тому, о котором мечтал Стравинский, - заняла прочные позиции в репертуаре отечественных и зарубежных музыкальных театров, давая возможность знакомства с удивительным миром композитора,ставшего живой историей музыки XX века, в которой, как в зеркале, отразились процессы развития современного искусства, пытливо ищущего новые пути...
Сергей Прокофьев
МАДДАЛЕНА
Опера в одном действии
Сюжет и либретто М. Дивен
Премьера состоялась 24 февраля 2013 года
Первое исполнение в Ростове-на-Дону
Опера «Маддалена» появилась из-под пера совсем юного 20-летнего композитора под несчастливым, вызывающим суеверный трепет числом «13». Возможно, это стало причиной сценической неудачи произведения. К 1911 году С. Прокофьев уже закончил обучение в консерватории по классу композиции и продолжал постигать вершины фортепианного и дирижёрского мастерства.
В эти годы он явно тяготел к жанру оперы. Свидетельством тому выступает тот факт, что «Маддалена» стала его уже пятой по счёту оперой после «Великана», написанного в десятилетнем возрасте на собственное либретто, «На пустынных островах» (1902), «Пира во время чумы» по Пушкину (1903) и «Ундины» (1904-1907).
К своему творению С. Прокофьев относился с небывалой любовью и трепетом, хотя обычно был в своих высказываниях весьма сдержан. «Летом 1911 года я написал одноактную оперу „Маддалена" по одноимённой пьесе барона Ливена, - вспоминал композитор в своей автобиографии. - Барон Ливен оказался молодою светской дамой, более приятной в общении, чем талантливой в драматургии. Однако в „Мадцалене", действие которой происходит в Венеции в XV веке, оказалось наличие конфликта, любви, измены, убийства, что поставило новые проблемы для композитора...»
«Сижу я в Сухуми и старательно сочиняю „Маддалену", - писал он в июне 1911 года своему близкому другу, композитору Н. Я. Мясковскому, которому и посвятил это произведение. - Работа идёт легко и гладко, и моему старанию нет границ. В день не меньше пяти часов я посвящаю „Мадцалене"». Позже, когда Прокофьев приступил к оркестровке оперы, работа пошла медленнее, о чём он сообщал Мясковскому: «Я занят написанием партитуры для „Маддалены", но работа идёт не очень быстро: четыре страницы в день, но с настоящим удовольствием, не столько от написания партитуры, а скорее от шарма и обаяния - это как шоколад с дорогим ликёром внутри».
Своё «самое дорогое произведение», а именно так говорил о «Маддалене» Прокофьев, композитору не суждено было увидеть на сцене. Все попытки осуществить постановку оперы ознаменовались неудачей. Возможно, коварное число «13» вступило в свои права...
1913 год - только что открывшийся в Москве театр К. А. Марджанова принимает оперу к постановке, но вскоре театр закрывается, а все премьеры отменяются.
1914 год - в Лондоне Прокофьев предлагает свою оперу С. П. Дягилеву, но тому не нравится сюжет.
1924 год - Н. Я. Мясковский безуспешно связывается с Ассоциацией современной музыки в Москве, предлагая им поставить «Маддалену».
В результате всех этих злоключений рукопись оперы оказывается в архиве Российского музыкального издательства, который после революции был перевезён в Париж, и становится недоступной для исполнителей, исследователей и даже для самого автора. О существовании «Маддалены» забывают вплоть до начала 70-х годов, когда рукопись сочинения «опус 13» попадает в руки известного английского дирижёра и композитора Эдварда Даунса. Спустя 68 лет с момента создания, 25 марта 1979 года «Маддалена» впервые прозвучала в эфире радиостанции ВВС, а через 70 лет состоялась и первая сценическая постановка на фестивале в Граце (Австрия).
«Злой рок» перестал преследовать «Маддалену», и теперь можно без преувеличения сказать, что из небытия вновь появилось на свет одно из интереснейших произведений Сергея Прокофьева.