Григорий Фрид
ДНЕВНИК АННЫ ФРАНК
Премьера состоялась 15 мая 2013 года
Первое исполнение в Ростове-на-Дону
Из истории создания:
Дневник Анны Франк – один из самых впечатляющих документальных памятников Второй Мировой войны – известен во всем мире: впервые изданный в 1947 году, сегодня он переведен на 67 языков. В раскрывающейся на его страницах судьбе одной девочки объединились миллионы человеческих трагедий, связанных с нацистским геноцидом.
Эти записи, а точнее, письма, обращенные к воображаемой подруге Китти, Анна начала писать в день своего тринадцатилетия – 12 июня 1942 года. Последнее же письмо датировано 1 августа 1944 года. И между этими точками, которые разделяют всего два года, – целый мир, целая жизнь, прожитая Анной в своем сознании на чердаке офисного помещения в Амстердаме – убежища, где две семьи скрывались от оккупантов. Жизнь, за время которой открытый и непосредственный ребенок стал духовно зрелым, сильным взрослым человеком, вопреки всему сохранившим способность радоваться каждому мгновению.
12 июня 1942 г.
Очень надеюсь, что смогу тебе всё доверить так, как не доверяла еще никому,
а от тебя жду помощи и поддержки. (Из дневника Анны Франк)
В конце 60-х дневник лег в основу одноименной моно-оперы Григория Фрида (1915–2012) – творца поистине ренессансного масштаба дарования (композитор, просветитель, художник, писатель), но, к сожалению, несправедливо «широко известного лишь в узких кругах».
Беспрецедентны по продолжительности и культурному значению организаторская и просветительская сферы деятельности Фрида: в год своего пятидесятилетия (1965) он организовал и возглавил Московский молодежный музыкальный клуб, ставший в советскую эпоху одним из центров духовной и интеллектуальной свободы интеллигенции, и продолжал работу в нем вплоть до самой смерти. На 1000 заседаниях Клуба за 47 лет оказалось воспитано не одно поколение музыкантов и любителей музыки. Среди собеседников Фрида были историк и писатель Н. Эйдельман и богослов, проповедник А. Мень, поэты Вяч. Иванов и Б. Ахмадулина, композиторы А. Шнитке и М. Вайнберг, виртуозы-исполнители М. Юдина, М. Гринберг, Г. Кремер, Н. Гутман, О. Каган, режиссеры М. Кнебель и С. Образцов и многие другие; заседания Клуба посвящались А. Эйнштейну и Н. Бору, Я. Корчаку и С. Дягилеву, И. Гёте и Т. Манну, Л. Бунюэлю и С. Дали…
Около полутора сотен его живописных работ неоднократно представлялись москвичам на персональных выставках, а ряд полотен ныне находится в частных коллекциях в России, США, Израиле, Германии и Финляндии.
Первая книга Фрида вышла в свет, когда автору исполнилось семьдесят два года; всего же мир увидел шесть его литературных опусов.
И конечно, в первую очередь, Григорий Фрид – композитор, чья музыка известна и звучит в стране и за рубежом. Среди его работ – две моно-оперы, множество симфонических, камерно-инструментальных и вокальных сочинений, а также музыка для театра и кино. Но наиболее счастливую сценическую судьбу обрел именно «Дневник Анны Франк».
Впервые дневник был издан в России в 1960 году – в переводе Р. Райт-Ковалевой и с предисловием И. Эренбурга. Фрид вскоре прочел книгу, но замысел монооперы возник лишь в 1969 году. Перечитывая его, по собственному признанию, композитор испытал потрясение, подобное шоку. И это смешанное чувство сильнейшей душевной боли, протеста, скорби и восхищения духовной силой Анны наполняет собой всю партитуру.
Начало работы датируется 1 июня: либретто и музыка Фридом создавались параллельно. Причем в ходе работы над первым изменять или добавлять что-либо композитору представлялось немыслимым: Анна, как отмечают и многие исследователи, обладала незаурядным литературным дарованием. Потому либретто рождалось в ходе сокращений и «монтажа» дневниковых записей, обретая более яркую идейную направленность и стройную драматургию. В результате напряженной и самозабвенной работы к концу июля был готов клавир, еще через два месяца – партитура.
Премьера состоялась в мае 1972 года в Большом зале Дома композиторов в сопровождении рояля. Оркестровый же вариант впервые прозвучал в 1977 году в Кисловодске. И вот уже почти полвека «Дневник Анны Франк» Фрида с успехом ставится на театральных сценах Европы (Австрия, Германия, Нидерланды, Чехия, Швеция), Израиля и США. В городах России произведение многократно исполнялось в концертных версиях, а «полнокровные» спектакли поставлены в 1985 (в Воронежском театре оперы и балета) и в 2011 годах (в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского).
Валерий Гаврилин
ВОЕННЫЕ ПИСЬМА
Вокально-симфоническая поэма для солистов, смешанного и детского хоров и симфонического оркестра
Премьера состоялась 15 мая 2013 года
Первое исполнение в Ростове-на-Дону
Из истории создания:
В 1974 году режиссер Г. Товстоногов в Ленинградском Большом Драматическом театре ставил спектакль «Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова, посвященный одной из самых горьких и жестоких реалий военного и послевоенного времени: за сбор остатков колосков и зерна на уже убранных полях голодным крестьянам-колхозникам грозило длительное тюремное заключение. А между тем, зачастую для них это было единственным способом спастись от голодной смерти.
Валерию Гаврилину (1939–1999) была заказана музыка к спектаклю. Тема настолько захватила его, что в памяти стали возникать и другие эпизоды и истории, связанные с войной. Ведь будучи ребенком, он испытал на себе все ее реалии и последствия: «Первыми песнями в моей жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта», – вспоминал композитор впоследствии. Ему было 2 года, когда в их семью пришла похоронка: в августе сорок первого погиб под Ленинградом отец. Потом были долгие годы войны и детский дом в Вологде, в котором ребятишки сами вели хозяйство, сажали огород, косили сено, мыли полы, ухаживали за коровами…
Постепенно у Гаврилина сложился замысел большого вокально-симфонического произведения, которое композитор определил как поэму, – «Военные письма». «Это драма о женщине, у которой любимый человек погиб во время войны, а она продолжает его ждать и до сих пор», – рассказывал он в одном из интервью. А еще раньше, в радиопередаче, прошедшей вскоре после премьеры, композитор говорил: «„Военные письма“, как и большинство моих сочинений, – сочинение о любви, которая разрушена, на этот раз страшным бедствием – войной. Подобно злому лиху из русских сказок она приносит горе и слезы людям, отнимая у них самых дорогих и близких – отнимая любимых».
С поэмой в творчество Гаврилина вошла новая тема – военно-патриотическая: «Цель, которую я ставил перед собой, работая над „Военными письмами“, – выразить огромное восхищение перед моральным подвигом людей военного времени, давших нам жизнь и, несмотря на свои страдания и душевные раны, сохранивших для нас, потомков, всё самое доброе и человечное».
В этом сочинении впервые соавтором В. Гаврилина стала сценаристка, поэтесса, драматург Альбина Шульгина (1937–2009), с которой он познакомился, работая над музыкой к фильму «В день свадьбы», поставленному ее мужем, режиссером В. Михайловым. После этого, за исключением собственных, народных текстов и одного обращения к Гейне, Гаврилин писал только на слова Шульгиной.
В партитуре композитор вместо обычного точного определения голоса написал просто «женский» и «мужской», так как предназначал свое сочинение не для исполнителей классической музыки, а для известных ленинградских эстрадных певцов Таисии Калинченко и Эдуарда Хиля. В их исполнении премьера «Военных писем» состоялась 4 апреля 1976 года в Большом концертном зале «Октябрьский» в Ленинграде.
В «Военных письмах» Гаврилин вновь реализует свое творческое кредо «говорить со слушателем понятным для него языком», преодолевая пропасть, существовавшую между музыкой эстрадной, бытовой и «серьезной», академической. В отклике на поэму известный музыковед Арнольд Сохор писал: «И городской романс, и крестьянская песня для Гаврилина – не просто любопытное музыкальное явление, а часть жизни народа, то дорогое и сокровенное, в чем люди изливают душу, ищут себе отклика и поддержки. Поэтому из бытовой музыки, как из будней самой жизни, он извлекает таящиеся в ней поэзию и красоту. Именно эти качества пленяют... в „Военных письмах“, всюду, где звучат, казалось бы, чувствительные, а на самом деле просто очень эмоциональные, искренние и трогательные интонации живой, сердечной музыкальной речи».
В 1995 году композитор осуществил вторую редакцию сочинения, первое исполнение которой состоялось в Москве в Большом зале консерватории 16 мая того же года.