Премьера состоялась 27 октября 2012 года
В 1890 году П.И. Чайковский получил заказ от директора Императорских театров И.А. Всеволжского на создание одноактной оперы и двухактного балета для постановки в один вечер. ДЛя оперы композитор избрал сюжет полюбившейся ему драмы датского писателя Х. Херца "Дочь короля Рене" ("Иоланта"), а для балета - известную сказку Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Хореографом был назначен Мариу Петипа - прославленный мастер, к тому времени служивший в России уже более 40 лет и поставивший множество блистательных спектаклей.
В течение первых месяцев 1892 года Чайковский закончил и оркестровал балет, а уже в марте в одном из симфонических концертов Русского музыкального общества была исполнена сюита из музыки к балету под управлением самого композитора. Успех был оглушительным: из шести номеров - пять по требованию публики были повторены.
По сценарию и подробным указаниям тяжело заботившего Петипа постановку "Щелкунчика" осуществил второй балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов, полностью подчинивший хореографию гениальной музыке Чайковского.
Премьера "Щелкунчика" состоялась 6 (18) декабря 1892 года. Критика была противоречивой - как положительной, так и резко отрицательной. Однако балет продержался в репертуаре Мариинского театра более тридцати лет. И сегодня, спустя 120 лет со дня премьеры, "Щелкунчик" Чайковского остаётся в репертуаре мирового музыкального театра, по праву входя в золотой фонд балетного искусства.
В своём последнем балете Чайковский обратился к той же теме, что была воплощена в "Лебедином озере" и "Спящей красавице" - преодолению злых чар силой любви. В нём композитор наиболее полно раскрыл возможности симфонизации балетной музыки, обогащения её всеми возможными выразительными средствами. Удивительно естесственно происходит здесь слияние выразительного и изобразительного, театральности и глубочайшего психологизма.
Детская сказка, волшебство Нового года - так мы привыкли видеть и воспринимать "Щелкунчика", характеризуя его как балет - феерию. Яроксть музыкальных форм, пышность сценического оформления, красота исполнительского искусства...За всем этим зачастую не видно глубокого философского замысла. Хождение тонкой грани жизни, поиск самого себя, крик души - и всё это под прекрасной маской театра. Не находя ответа, мы слишим волшебные вариации собственных находок, пропущенные сквозь призму завораживающей музыки, но главный вопрос познания - остаётся нерешённым...
Пролог
Приближается Рождество. В таинственном полумраке комнаты ученый маг, чародей и алхимик Дроссельмейер готовит необычные подарки детям на праздник. Это волшебные куклы, которые он преподнесёт своим крёстным – Кларе и Фрицу.
I акт
В доме советника Зильбергауса празднуют Рождество. В гости пришли знакомые с детьми. Все веселятся и танцуют. Внезапно Дроссельмейер, переодетый волшебником, останавливает праздник. Он подготовил для гостей необычное представление – танцующих кукол, которых оживил силой своей магии. Кларе и Фрицу Дроссельмейер делает особый подарок – куклу Щелкунчика. Юная Клара очарована: она сразу полюбила эту удивительную игрушку. А непоседе Фрицу интересно, что же находится внутри Щелкунчика, и из любопытства он ломает несчастную куклу. Клара безутешна. Ее горю может помочь лишь добрый крёстный. Дроссельмейер возвращает Щелкунчику прежний вид, и девочка вновь счастлива.
Гости расходятся. Не желая расставаться со своим Щелкунчиком, Клара тайком возвращается в темную гостиную. Рядом с куклой она засыпает и видит волшебный сон, в котором из темноты возникает таинственная фигура Дроссельмейера. Теперь он не простой человек, а маг и волшебник, приготовивший для Клары испытания. По его приказу отовсюду появляются мыши. Они нападают на Клару, но внезапно появляется её храбрый защитник – вооруженный саблей Щелкунчик во главе игрушечных солдатиков. Идёт баталия. Король мышей вступает в бой со Щелкунчиком и пытается загрызть его. Мышиное войско, одерживая победу, окружает отважного героя. В отчаянии Клара бросает туфельку и попадает в спину Короля мышей. Происходит волшебство, и в одно мгновенье все мыши исчезают. Щелкунчик лежит на полу без движенья. Дроссельмейер успокаивает Клару и при помощи магических заклинаний превращает Щелкунчика… в Принца. Он настолько прекрасен, что девочка тут же влюбляется в него. Клару и Щелкунчика охватывает чувство необыкновенного счастья, и вихрь снежинок стремительно уносит их в удивительный полёт.
II акт
Клара и Щелкунчик летят среди мохнатых лап рождественской ели. Путь им неожиданно преграждает Король мышей со своим войском. Он вступает в бой со Щелкунчиком, но тот храбро сражается и убивает Короля мышей. В ту же минуту пропадает и мышиное войско. Появляется Дроссельмейер и увлекает Клару и Щелкунчика в сказочный замок Конфитюренбург. Там их торжественно встречают Фея Драже и её Кавалер, вся королевская свита и куклы. Радуясь возвращению Принца, они исполняют танцы – испанский, восточный, китайский, русский, французский. Кульминация праздника – блистательное па-де-де Феи Драже и её Кавалера.
Но праздник завершается. Фея, Кавалер и куклы исчезают, а сказочный замок растворяется в воздухе. Клара вновь в своей комнате, она просыпается и понимает, что все эти удивительные приключения ей лишь приснились, а Щелкунчик – снова обычная кукла. Но чувства девочки к своему бесстрашному герою не исчезли, они настолько глубоки, что Клара просит Дроссельмейера оживить его. По мановению руки волшебника Щелкунчик оживает, и теперь он и Клара вместе и счастливы.
Художественный руководитель |
заслуженный деятель искусств России Вячеслав КУЩЁВ |
Балетмейстер-постановщик |
народный артист России Алексей ФАДЕЕЧЕВ |
Музыкальный руководитель и дирижер |
заслуженный артист России Андрей АНИХАНОВ |
Художник-постановщик | Олег МОЛЧАНОВ |
Художник по свету | Ирина ВТОРНИКОВА |
Дирижер | Михаил ПАБУЗИН |
Ассистенты балетмейстера-постановщика |
заслуженный артист России и Республики Беларусь Олег КОРЗЕНКОВ, заслуженная артистка Литвы Светлана МАСАНЁВА |
Репетиторы балета |
Ангелина АЛЕКСАНДРОВА, Равиль БАГАУТДИНОВ, заслуженная артистка России Ольга ВТОРУШИНА, Андрей МАКСИМОВ, Наталья ЩЕРБИНА |
Ответственные концертмейстеры |
Ольга ГОНЧАРОВА, Алла КАРПОВА |
Концертмейстеры |
Наталья СИМОНОВА, Ольга ШИШЕНГИНА |
Клара |
Алина ГОЛЬТЯПИНА
|
Щелкунчик |
Заслуженный артист России Константин УШАКОВ |
Дроссельмейер |
Вячеслав КАПУСТИН
|
Зильбергаус |
Денис КОЗЛОВ
|
Его жена |
Инна ОЛЕЙНИКОВА |
|
|
Король мышей |
Иван АЗАНОВ |
Фея Драже |
Мари ИТО
|
|
|
|
|
|
|
Танцы: |
|
Испанский |
Галина КОДИНА Андрей КЛИМЕНКО
|
Восточный |
Елена КАПУСТИНА Арсений ИСЛАМОВ
|
Китайский |
Камилла ИСМАГИЛОВА Рашид ИСРАФИЛОВ
|
Русский |
Татьяна ПАВЛОВА Иван ТАРАКАНОВ Ришат ХАМИТОВ
|
Французский |
Анастасия САПРОН Анна СИДОРЕНКО Субедей ДАНГЫТ
|
Гости, дети, мыши, солдатики и снежинки |
артисты балета
|
ДИРИЖЕР - Михаил ПАБУЗИН