После успешного представления балета «Морской разбойник», который был написан А. Аданом в Петербурге специально для прославленной французской танцовщицы Марии Тальони, композитор решил не оставлять этот жанр и начал работать над балетом «Жизель». В основе сценария, созданного французским поэтом Теофилем Готье, старинная легенда, записанная Генрихом Гейне, о вилисах — погибших от несчастной любви девушках, которые, превратившись в волшебных существ, до смерти затанцовывают встречающихся им ночами молодых людей, мстя им за свою погубленную жизнь. В работе над сценарием также участвовали известные либреттисты Жюль Сен-Жорж и Жан Коралли. Над постановкой балета активно участвовал Жюль Жозеф Перро. Известно, что партия Жизели была написана специально для выдающейся балерины и жены Ж. Ж. Перро Карлотты Гризи.
Премьера балета состоялась 28 июня 1841 года на сцене парижской Grand Opera и имела грандиозный успех. Литератор Жюль Жанен писал: «Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии, и Адель Дюмилатр, и особенно Карлотта Гризи. Всего вдосталь! В добрый час! Вот что называется балетом». Показателем любви публики к балету является тот факт, что 18 лет только в Париже «Жизель» выдержала 150 представлений! И сегодня этот полный вдохновения и красоты балет украшает многие сцены мира.
Первое действие
Тихая горная деревушка окружена лесами и виноградниками. Ласковое утреннее солнце освещает простой крестьянский дом. Вместе с матерью в нем живет юная Жизель. В нее давно влюблен местный лесничий Ганс. Но сердце девушки полно светлым ожиданием большого настоящего чувства. Охотничий домик герцога Курляндского расположен неподалеку. В него с охоты прибыл принц Альберт. Внимание принца привлекает очаровательная крестьянка Жизель. Нежные чувства охватывают Альберта. Его влечет к юной красавице. Но дорогое платье принца может отпугнуть девушку, и он переодевается в крестьянскую одежду. Взаимные чувства первой любви пленяют молодых.
Ганс в отчаянии. Его опыт подсказывает, что Альберт не тот, за кого себя выдает. Но Жизель его не слушает. Издали доносятся звуки охотничьего рога. Приближается герцог Курляндский со свитой и гостями. Крестьяне радушно приветствуют знатных особ. Смешавшись с толпой крестьян, Принц остается незамеченным. Приезд Герцога и Батильды для него полная неожиданность. Жизель привлекает внимание Батильды. Жизель танцует для нее. Батильда дарит ей ожерелье. Обрадованная Жизель убегает к подругам и присоединяется к всеобщему веселью. Среди танцующих Альберт. Внезапно Ганс грубо расталкивает веселящихся и упрекает Альберта в обмане. В охотничьем домике он обнаружил шпагу, украшенную драгоценными каменьями, и показывает ее. Жизель не хочет верить в произошедшее. Тогда Ганс трубит в рог и перед растерявшимся Принцем появляется Батильда - его невеста. Жизель потрясена случившимся. Разрушен светлый мир ее надежд и мечтаний. Девушка сходит с ума и умирает.
Второе действие
Ночь. Деревенское кладбище. Сюда приходит измученный угрызеньями совести Ганс. В лунном свете во главе с Миртой появляются призрачные вилисы - тени невест, умерших до свадьбы. "Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами... неодолимо прекрасные, пляшут вилисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны войти в свои холодные, как лед могилы..." (Г.Гейне). Вилисы замечают Ганса. По знаку Мирты их бешеный хоровод начинает преследовать лесничего. Став стеной на пути Ганса, мстительные тени сталкивают его в озеро. Из холодной могилы появляется призрачная фигура Жизели. Мановение руки Мирты - и Жизель обретает силы. Слышен шум. Вилисы исчезают во мгле.
На кладбище с цветами приходит Альберт. Вилисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но самоотверженная бессмертная любовь Жизели защищает Альберта от гнева вилис.
Альберт и Жизель танцуют свой последний танец. Близок рассвет, а с ним и вечная разлука. С первыми лучами восходящего солнца исчезают призрачные вилисы. В последний раз мелькает призрак Жизели. Альберт возвращается к действительности. Его горе безмерно. Любовь к прекрасной Жизели навечно остаётся в его сердце.
Художественный руководитель |
заслуженный деятель искусств России |
Балетмейстеры-постановщики |
Елена ИВАНОВА, |
Хореография |
Жан КОРАЛЛИ, |
Музыкальный руководитель |
Андрей ГАЛАНОВ |
Дирижёры |
заслуженный деятель искусств России |
Художник-постановщик |
народный художник России |
Художник по костюмам |
Наталья ЗЕМАЛИНДИНОВА |
Художник по свету |
Борис МИХАЙЛОВ |
ЖИЗЕЛЬ |
Екатерина КУЖНУРОВА, Мари ИТО, Алина ГОЛЬТЯПИНА |
ПРИНЦ АЛЬБЕРТ |
Дмитрий ХАМИДУЛЛИН, заслуженный артист Республики Молдова Анатолий УСТИМОВ, Субедей ДАНГЫТ |
ГАНС |
Иван АРЕФЬЕВ, Иван АЗАНОВ, Дмитрий ХАМИДУЛЛИН |
ГЕРЦОГ |
Дмитрий ХАМИДУЛЛИН, Денис КОЗЛОВ, Степан ОЛЬХОВСКИЙ |
ВИЛЬФРИД, |
Денис КОЗЛОВ, Вячеслав КАПУСТИН, Иван ТАРАКАНОВ |
БАТИЛЬДА |
Наталья КАРПАЕВА, Елена КАПУСТИНА, Наталья ЩЕРБИНА |
БЕРТА, |
Мария ЛАПИЦКАЯ, Инна ОЛЕЙНИКОВА |
ВСТАВНОЕ ПА-ДЕ-ДЕ |
Юлия ВЯХИРЕВА , Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА , Алина ГОЛЬТЯПИНА, Екатерина САБАНЦЕВА, Анастасия САПРОН , Заслуженный артист России Константин УШАКОВ, Субедей ДАНГЫТ |
МИРТА |
Елена ВОРОБЬЕВА, Юлия ВЯХИРЕВА , Наталья ЩЕРБИНА |
ДВЕ ВИЛИСЫ |
Юлия ВЯХИРЕВА, Клавдия ГЛАМАЗДИНА, Екатерина КУЖНУРОВА, Анастасия САПРОН, Мари ИТО
|