Огни большого экрана (12+) 

спектакль-ревю в 2-х действиях

 

   

Сюсанна ЦЮРИК
автор либретто

В чем же заключается секрет неувядающего успеха ретро? Ответ прост: слушая с детства знакомые мелодии и тексты, мы слушаем свою душу, воплощенное в слове и звуке чувство. Безусловно, мэтры российской киномузыки – Геннадий Гладков, Александр Зацепин, Андрей Петров, Максим Дунаевский, Эдуард Колмановский, Александр Колкер и другие – вложили в свои песни нечто совершенно особенное и важное. То, что заставляет сердца биться учащенно и, конечно, подпевать при первых звуках любимых мелодий из фильмов «Обыкновенное чудо», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Карнавал», «Большая перемена», «Иван Васильевич меняет профессию» и многих других культовых советских кинолент.

Да и сама романтическая история, ставшая сюжетной основой для нашего ревю, словно рождена духом кино минувшего столетия. Оттого она столь органично соединяется с музыкой, словно композиции создавались созвездием знаменитых поэтов и композиторов специально для постановки этого спектакля.

Возможно, ретро уже не первый год находится на пике актуальности еще и потому, что несет в себе то светлое и бескорыстно доброе начало, которого нам сегодня так не хватает в реальной жизни. По этой же причине идея Ростовского музыкального театра создать спектакль по легендарным хитам российского кинематографа и предложение написать либретто для этого проекта необычайно меня вдохновили и обрадовали. Ведь мелодии из прошлого неизменно возрождают в нас романтические воспоминания, щемящее ностальгическое ощущение «де жа вю», легкую светлую печаль о пролетевшей юности, о былой дружбе и любви… Слушать их – словно вновь и вновь открывать альбом со старыми фотографиями, заново переживать связанные с ними эмоции.

Я уверена, что результатом нашего проекта станут редкие и драгоценные мгновения  единения сцены и зрительного зала, и вы, дорогие читатели, зрители, слушатели, будете вдохновенно повторять вместе с актерами слова и мелодии любимых песен. 

Анастасия НЕГОВОРА
режиссёр

Пересматривая бесконечное количество раз советские фильмы, убеждаешься, что среди них множество поистине бессмертных шедевров. Ведь на экране мы видим настоящие эмоции и настоящих, живых людей. Людей нравственных, добрых, порядочных, которые ненавязчиво учат нас, своих зрителей, простым житейским мудростям. В этих кинолентах почти всегда присутствует тонкая, почти незаметная лирическая нотка и, конечно, много легкого, светлого юмора. Вот почему всей постановочной команде так хотелось прикоснуться к чудесному миру старого отечественного кино. 

Проект "Огни большого экрана" появился в свет благодаря творческой инициативе Ростовского музыкального театра. "Мгновенно" (в масштабах театрального производства) были написаны сценарий и оркестровки к киношлягерам, придумано сценическое пространство и необычайный пластический язык.

Мы не ставили перед собой задачу точной передачи времени. Скорее всего обобщенный ностальгический взгляд современного человека на события полувековой давности. Музыкальные номера, вошедшие в наш спектакль, знакомы абсолютно каждому, но мы попробовали взглянуть под новым, немного непривычным углом зрения. Надеюсь, нам удастся достигнуть нашей главной цели – вместе с артистами на сцене погрузить зрителя в чарующую атмосферу съемочной площадки и познакомить с людьми, бесконечно влюбленными в свою профессию.

 

 

 

 

 

I действие

На съемочной площадке фильма обычная утренняя суета – рабочие готовят павильон к предстоящему рабочему дню, труппа и постановщики собираются вокруг режиссера, Кирилла Оболенского. Он дает команду начать съемку, но выясняется, что исполнительница главной роли – капризная кинодива  Стелла Горская – устроила накануне скандал и наотрез отказалась принимать участие в фильме. Вся съемочная группа жалуется на несносный характер актрисы и шумно требует от режиссера ее увольнения.

В разгар перепалки врывается Горская и заявляет режиссеру лично, что покидает проект. Ей не хочется принимать участие в съемках фильма в таком устаревшем жанре как водевиль. Хлопнув дверью, звезда покидает студию.

Оболенский в полном замешательстве. Но оператор Николай предлагает ему не тратить времени даром и начать кинопробы претендентов на роли второго плана. Режиссер соглашается, но планам мешают пробившиеся на съемочную площадку журналисты. Информация об уходе главной звезды киноленты уже просочилась в прессу, и они требуют комментариев. 

С помощью Марии, помощника режиссера, Оболенский быстро справляется с назойливыми репортерами, и наконец начинаются кинопробы. По итогам нескольких туров, остаются трое – актеры в амплуа «инженю», «роковая женщина» и «герой-любовник».

Последние двое сразу отправляются подписывать контракты, а «инженю» просят оставить номер телефона для будущих проектов – в фильме всего одна женская роль второго плана.

Расстроенная девушка готова уйти, но в этот момент в панике вбегает композитор – приглашенный для записи пианист внезапно уехал на гастроли, а в арендованной всего на 3 часа студии его ждет лучший оркестр города. По счастливому совпадению, «инженю» блестяще играет джаз. Благодарный подарку судьбы, композитор уводит ее на запись.

В этот момент приходит Полина Светлова, опоздавшая на пробы актриса театра. Она не знала, что режиссер проекта – Кирилл Оболенский, ее бывший муж. Несмотря на смущение, она соглашается сделать несколько дублей. Пришедшая в восторг съемочная группа, во главе с режиссером, хором уговаривает Полину стать главной героиней фильма. Но встреча с Оболенским всколыхнула в ней все старые чувства – и нежность, и обиду… Обещая подумать над предложением, она уходит. 

II действие

Павильон готовится к съемкам фильма с Полиной Светловой в главной роли. Николай настраивает камеру, издалека любуясь Марией. Он давно влюблен в нее, но не решается объясниться. Мария же раскладывает реквизит к предстоящему эпизоду и мечтает о любви. Заметив ее грусть, оператор уже был готов признаться в своих чувствах, но заходит режиссер и дает команду к началу съемок.

После первого дубля съемки прерываются новостью о том, что на студии нужно провести экскурсию для учащихся школы искусств. Оболенский раздраженно объявляет перерыв и уходит. А Мария рассказывает зачарованным детям о том, как снимается кино.

Экскурсия заканчивается, Мария провожает ребят к выходу, но одна девочка отстает и незаметно прячется среди декораций. Убедившись, что все ушли, она выходит из укрытия и начинает танцевать, сначала робко, потом всё более вдохновенно, воображая себя героиней кинофильма.

За этой картиной растроганно наблюдает оператор Николай. Заметив его, девочка смущается и пытается убежать, но тот останавливает ее рассказом  о том, как сам в детстве полюбил кино и справедливо решил, что это чувсьво – на всю жизнь. 

Мария восхищенно слушает Николая. Очевидно, что и она неравнодушна к оператору. Наконец оба объясняются друг другу в чувствах.

В студию  возвращается Оболенский в сопровождении молодой актрисы амплуа «роковая женщина». Она отчаянно флиртует с режиссером и записывает на обложке его сценария свой номер телефона. Эту сцену нечаянно застает Светлова. Оболенский признается ей в любви, но ревнивая Полина не хочет слушать его «оправданий».

Диалог перебивает появление героя-любовника в окружении девушек-статисток – каждая пытается завоевать его внимание, которое сам он щедро раздает всем желающим. Следом за ними проходит еще одна счастливая пара: композитор не скрывает от пианистки-«инженю» вспыхнувших к ней нежных чувств.

Все влюбленные уходят, и в опустевший  павильон входит Полина Светлова. Она решила немедленно уехать и написать режиссеру прощальное письмо. Актриса не замечает появления Оболенского, который успевает прочесть несколько строк из-за ее плеча. Всего несколько самых важных слов рассеивают между ними многолетнее непонимание…

Поцелуй примирившейся пары прерывается шумом и гневными восклицаниями за сценой. Появляется Мария и вслед за ней вся съемочная группа. «Сверху» пришли замечания цензоров, требующих остановить съемочный процесс. Все в отчаянии.

Оболенский уже начал произносить прощальную речь, но решение проблемы приходит еще более неожиданно, чем она появилась. На площадке появляется Стелла Горская, которая чувствует себя чужой вне мира кино. Благодаря своим связям, она добилась продолжения съемок, и просит взамен совсем не многого – дописать для нее в сценарии какую-нибудь роль.

Общее ликование заканчивается логично – командой режиссера «Звук… Камера… Мотор… Поехали!» 

Художественный руководитель постановки

заслуженный деятель искусств России

Вячеслав КУЩЁВ

Музыкальный руководитель и дирижер

Михаил ПАБУЗИН

Режиссер-постановщик

Анастасия НЕГОВОРА (Мишакина)

Художник-постановщик

лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»

Степан ЗОГРАБЯН

Художник по костюмам

Наталья ЗЕМАЛИНДИНОВА

Художник по свету

Ирина ВТОРНИКОВА

Хореограф-постановщик  Татьяна БЕЗМЕНОВА (Москва)
Хормейстер-постановщик

заслуженный деятель искусств России

Елена КЛИНИЧЕВА

Дирижёр

Алексей ШАКУРО

Режиссёр

Светлана ГУСЕВА

Хормейстер

Сусанна ТАКМАЗЯН

Руководитель детской хоровой капеллы

Роза КОТКЕЕВА

Звукорежиссёр

Павел ОМЕЛЬЧЕНКО

Видеоарт

Вячеслав ШЕСТАК

Ассистент режиссёра

Евгения БОЙЦОВА

Ассистенты хореографа-постановщика

Владислав ВЯХИРЕВ,

Анна КАЛАЧИНСКОВА,

Иван ТАРАКАНОВ,

Александра ЦВИРКО-ГОДИЦКАЯ

Ответственный концертмейстер

Татьяна САВЧЕНКОВА

Концертмейстеры

Светлана АНТОНОВА,

лауреат международного конкурса

Лидия ЖУРАВЛЁВА,

Татьяна КОЛПИКОВА,

Екатерина КУПЦОВА

Помощники режиссёра

Елена МОРОЗОВА,

Дарья ПОДГАЛЬНАЯ,

Александр ХОРУНЖИЙ,

Кетеван ЦУЦКИРИДЗЕ

Кирилл Оболенский,
режиссер 

Юрий АЛЁХИН,

заслуженный артист России

Петр МАКАРОВ,

Игорь ЦХОВРЕБОВ

Полина Светлова,
восходящая звезда

Анна ГАДЖИЕВА,

Лауреат международного конкурса

Татьяна КЛИМОВА,

Ольга МАКАРОВА,

Наталья НЕРЧЕВСКАЯ

Стелла Горская,
кинодива

заслуженная артистка России

Ольга КАЛИНИНА,

Любовь МУРЗИНА,

заслуженная артистка России

Елена РОМАНОВА

Николай,
оператор 

народный артист России

Геннадий ВЕРХОГЛЯД,

Павел КРАСНОВ,

заслуженный артист России

Александр МУСИЕНКО

Мария,
помощник режиссера   

Оксана ГУБАНОВА,

заслуженная артистка России

Наталья МАКАРОВА,

Галина ЯНПОЛЬСКАЯ

Аркадий,
сценарист      

заслуженный артист России

Владимир КАБАНОВ,

Эдуард ЗАКАРЯН,

Кирилл ЧУРСИН

Эдуард,
композитор    

Павел БЕЛОУСОВ,

заслуженный артист России

Максим СЕРДЮКОВ,

Олег ШУТИКОВ

 

Молодая актриса «инженю»   

 

Анастасия КУЛЯБИНА,

Наталья НЕРЧЕВСКАЯ

 

Молодая актриса «роковая женщина»    

Евгения ДОЛГОПОЛОВА,

Марина КИРТАДЗЕ

Молодой актер 

 

Артур АЧЫЛОВ,

Антон ФОМУШКИН

 

Художник     

Евгений КАЛИНИН,

Владимир НИМЧЕНКО,

Степан ОЛЬХОВСКИЙ

       

                       

Фотогалерея