Елена Клиничева

Елена Клиничева 

Елена Клиничева окончила Ростовскую государственную консерваторию им. С. В. Рахманинова (1971) и многие годы является одним из ведущих педагогов кафедры хорового дирижирования этого крупнейшего специализированного учебного заведения Юга России. Немало ее выпускников успешно занимаются творческой и педагогической работой в различных городах нашей страны и за рубежом. Более 25 лет Е. Клиничева руководила одним из детских хоров Ростова-на-Дону, а с 1999 года, пройдя конкурсный отбор, работает главным хормейстером Ростовского государственного музыкального театра.

С самого начала формирования оперной труппы Ростовского государственного музыкального театра Елена Клиничева является бессменным руководителем хорового коллектива. Она причастна ко всем постановкам театра. Приступая к работе над каждым новым произведением, Елена Клиничева предварительно тщательно анализирует все его фрагменты, связанные с работой хора – состав, тесситуру, сложности голосоведения, мельчайшие нюансы и штрихи. Благодаря этому исполнительское мастерство хора с каждым спектаклем становятся все более ярким и выразительным.

Необходимо отметить, что весь непростой музыкальный хоровой материал в спектаклях театра исполняется хором не в статике, а в постоянном мобильном действии. Так, например, в сложнейших сценах оперы "Леди Макбет Мценского уезда" Д. Шостаковича: порки Сергея, насилия Аксиньи, сцене в полицейском участке , выстроенных режиссёром спектакля С. Цирюк по принципам кинематографии – динамично, с быстрой сменой расположения участников ситуации, звучание хора остается безупречным – насыщенным, точным, полнокровным. "Артисты хора все вместе, и каждый в отдельности, мастерски исполнили роль бурлящей людской толпы – затравленной, бесшабашной, глухой к чужому горю", - так охарактеризована актерская работа, выполненная хористами спектакля, в одной из рецензий.

Профессиональное мастерство хорового коллектива неоднократно отмечалось в прессе, в том числе центральной. Рецензенты пишут: "Артисты хора не просто озвучивают свои партии, но и играют, движутся, танцуют, составляя единое целое с ансамблем солистов" (Н. Потапова, Музыкальная жизнь. 2004. № 5); "Как ни хорош был хор театра во всех оперных спектаклях (хормейстер Елена Клиничева), такой масштабной роли, как в "Пиковой даме", у него еще не было. Гуляющая публика, гости на балу и особенно последняя картина – "игорный дом" – это сцены, замечательно отражающие эпоху, характеры (у каждого артиста хора – свой), атмосферу происходящего" (Людмила Фрейдлин, Страстной бульвар, 2007, май).