Пётр Чайковский

Пиковая дама (12+) 

опера в 3-х действиях

«Пиковая Дама» – одна из самых загадочных и захватывающих опер в истории. Благодаря своей невероятной глубине, драматичному содержанию, красивейшей музыке и мистической ауре, эта опера популярна уже более 120 лет и покоряет всё новые и новые поколения зрителей. Кроме того, она продолжает занимать умы исследователей по всей планете, ведь в ней до сих пор осталось множество неразгаданных тайн и нерасшифрованных символов.

Сюжет пушкинской «Пиковой дамы», предложенный братом Модестом, не сразу заинтересовал Чайковского. Однако со временем эта новелла все более овладевала его воображением. Сочинение было начато во Флоренции 19 февраля 1890 года, и опера создавалась, по словам композитора, «с самозабвением и наслаждением». В итоге она была закончена в предельно короткий срок – 44 дня. Премьера состоялась в Мариинском театре 7 декабря 1890 года и имела огромный успех.

В либретто оперы содержание пушкинской повести во многом переосмыслено. Лиза из бедной воспитанницы превратилась в богатую внучку графини. Пушкинский Герман – холодный, расчетливый эгоист, охваченный одной лишь жаждой обогащения, предстает в музыке как человек с огненным воображением и сильными страстями.

Ростовский музыкальный театр обращается к шедевру Чайковского уже во второй раз. В новой постановке соблюдена тонкая грань между классикой и современностью, концептуальностью режиссерского решения и бережным отношением к авторскому оригиналу, стильностью сценографии и ее пышностью.

 Герман, главный герой оперы, влюблен в Лизу, девушку из знатной и богатой семьи. Но ему, бедному офицеру, она «принадлежать не может». Тем более, как оказалось, у Лизы есть жених… Угрюмый и молчаливый, Герман ночи напролет проводит у карточного стола, но в игру не вступает.

Настоящую бурю в смятенной душе героя рождает рассказ приятеля – он слышит от Томского анекдот о графине, которую молва нарекла Пиковой дамой. В молодости красавица графиня страстно любила карточную игру, и однажды, при крупном проигрыше, ей назвали три карты. Поставив на них, она выиграла три раза кряду. Тайну эту графиня открыла уже двоим, а от третьего – ей предсказана смерть.

С этого момента сознанием Германа движут две противоречивые мании, две страсти: жажда любви и жажда узнать тайну трех карт – разбогатеть. Постепенно вторая, становясь из средства – целью, вытесняет первую…

 Режиссер-постановщик спектакля ПАВЕЛ СОРОКИН: 

«Пиковая дама» – дама из высшего общества, роскошная и аристократичная. Она написана настолько живо, подробно и эмоционально, что манит и гипнотизирует, как Мона Лиза…

«Пиковую даму» справедливо называют самой петербургской оперой, и в нашем спектакле мы хотим, чтобы зритель в прямом смысле почувствовал атмосферу северной Пальмиры. Но Петербург у каждого свой. Петербург «Пиковой дамы» – туманный, дождливый, мистический по своей сущности. Здесь важна не дворцовая помпезность, а скорее загадочность длинных извилистых коридоров, знаменитых питерских «колодцев», тайны скрытых от глаз переулков. Именно в такие лабиринты коридоров и помещены персонажи оперы. Этот Петербург – Петербург Достоевского.

О чём для меня «Пиковая дама»? Прежде всего, о людях, ведь за всеми незначительными, казалось бы, поступками, жизненными драмами, мировыми трагедиями стоит Человек, моральный выбор Человека между добром и злом, между светом и тьмой, если хотите.

Сюжет оперы сейчас, как никогда, актуален и современен. Сегодня, к сожалению, стремление к случайной удаче, славе, деньгам всё больше перекрывает общечеловеческие моральные нормы, и границы этих норм стали уже совсем размытыми. Хочется верить, что этот спектакль сможет помочь современному Человеку ответить для себя на вопрос выбора, увидев на сцене не просто вымышленных героев, но… наших современников, героев нашего времени.

 

СОЗДАТЕЛИ СПЕКТАКЛЯ О ПОСТАНОВКЕ

           

Вячеслав КУЩЕВ
Художественный руководитель постановки

ЗАГАДОЧНАЯ И ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ

…Кто-то, возможно, скажет: у вас ведь была уже «Пиковая дама», зачем возвращаться? 

Действительно, почему театры по многу раз обращаются к одним и тем же произведениям? Отвечу известной истиной: театр – Театр вообще и наш в частности – не музей. Он всегда живет СЕГОДНЯ. На полках библиотек уже более 125 лет стоит бессмертная партитура, в которой за это время не поменялось ни одной ноты, ни одного слова. А спектакли стареют и умирают. «Увы» или «к счастью»? Думаю, и то, и другое. Поэтому на сценических подмостках разных городов и стран множатся и множатся непохожие друг на друга постановки «Пиковой дамы». Ровно 10 лет назад в нашей афише появилось это название, но спустя несколько сезонов было решено, что эта «карта» своё отыграла. 

И вот – новая «Пиковая дама», долгожданная. Одна из величайших русских опер. Она потрясает своим трагизмом и проливает в души немеркнущий свет надежды. Она загадочна и неисчерпаема. Видные режиссеры, ставившие ее на сценах крупнейших театров, признаются, что не постигли всех глубин, что к ней можно приближаться бесконечно. И получают громадное наслаждение от самого процесса познания. Уверен, те же чувства испытывают и слушатели – и те, кто увидит и услышит ее во второй или в пятый раз, и те, для кого встреча с ней будет первой (и, конечно, не последней). Им можно только позавидовать. Уверен также, что у каждого – будь то опытный музыкант или начинающий меломан – будет «свой» Чайковский.

Дорогие друзья! Мы предлагаем вашему вниманию работу, которую считаем для себя смелым шагом, работу новаторскую, выполненную в тонкой, изысканной эстетике. Вероятно, что-то в нашем спектакле покажется вам неожиданным, непривычным. Что ж, такова участь всего нового. Создатели спектакля каждой деталью своего художественного решения хотят направить наше внимание на ту или иную грань смысла великого шедевра, которую мы прежде, может быть, не замечали или видели в ином свете. 
В числе постановщиков и такие мэтры музыкально-театрального искусства как маэстро Андрей Аниханов и сценограф Вячеслав Окунев, и режиссер Павел Сорокин, который показывает свою первую полномасштабную работу на Большой сцене Ростовского музыкального. А сочетание продуктивного творческого опыта зрелых мастеров и дерзновенной фантазии молодости – это хорошее сочетание!

 

Андрей АНИХАНОВ
Дирижер-постановщик

ВСЕПОБЕЖДАЮЩАЯ КРАСОТА И СИЛА МУЗЫКИ

«Пиковая дама», вне всякого сомнения, имеет счастливую сценическую судьбу.

Уже с первых представлений при жизни композитора она снискала любовь и исполнителей, и публики. Думается, что главная причина этого успеха – музыка оперы. Её мощная энергетика, трепетная нежность, тончайшие нюансы в отражении человеческих переживаний, выраженные в звуках, красота и чувственность интонации мгновенно открыли сердца слушателей. Совершенно иным предстал в опере и знаменитый сюжет Пушкина.

Практически все участники драмы обрели в опере более детальное воплощение. Авторы усилили драматургические контрасты, придали отношениям персонажей масштаб страстей, который живет в романах Достоевского. В «Пиковой даме» понятие «музыкальная драматургия» раскрывается абсолютно полноценно: система лейтмотивов – главных тем героев – развивается с истинно симфоническим размахом, тембры солирующих музыкальных инструментов сплетают удивительную музыкальную ткань с выразительными эмоциональными характеристиками, последовательность эпизодов повествования совершенна в высшей степени. И, конечно же, главное действующее лицо спектакля – певец-актёр с сильным выразительным голосом и ярким драматическим даром.

«Пиковая дама» – кладезь человеческих чувств: здесь есть и мощные трагедийные кульминации, и мистические страницы невероятной силы, и прекрасная лирика, и изящество старинной стилизации, и трогательная простота бытовых ситуаций. Может, отчасти это богатство стимулирует режиссёрскую фантазию, которая, начиная с В. Мейерхольда, чрезвычайно активна в обращении с партитурой оперы. Поиск потаённых смыслов, попытки привнести в неё собственное ощущение действия, придумать новые обстоятельства, зачастую конъюнктурно-абсурдные, – всё это нередко приводит к отрицанию авторского замысла, к созданию новой «истории» в рамках уже созданного шедевра.

Мы очень надеемся, что наш спектакль сохраняет в хорошем смысле слова академизм, будет соответствовать главным настроениям, заложенным в музыке, не нарушит естественного хода гениальной авторской мысли. И на долгое время останется в репертуаре театра.

 

Павел СОРОКИН
Режиссер-постановщик

«ПИКОВАЯ ДАМА» ИЗ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА

Погружение в мощную драматургию и многослойную атмосферу гениальной оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» – это невообразимое удовольствие, а причастность к ее сценическому воплощению можно сравнить с исполнением недостижимой мечты.

«Пиковая дама» – дама из высшего общества, роскошная и аристократичная. Она написана настолько живо, подробно и эмоционально, что манит и гипнотизирует, как Мона Лиза…

Предо мной стояла задача сделать спектакль современный, отличный от других, но при этом соблюсти баланс между классикой и современностью, не пренебрегая музыкальной драматургичей, заложенной Петром Ильичом с такой любовью и личным сопереживанием.«Пиковую даму» справедливо называют самой петербургской оперой, и в нашем спектакле мы хотим, чтобы зритель в прямом смысле почувствовал атмосферу северной Пальмиры. Но Петербург у каждого свой. Петербург «Пиковой дамы» – туманный, дождливый, мистический по своей сущности. Здесь важна не дворцовая помпезность, а скорее загадочность длинных извилистых коридоров, знаменитых питерских «колодцев», тайны скрытых от глаз переулков. Именно в такие лабиринты коридоров и помещены персонажи оперы. Этот Петербург – Петербург Достоевского.

О чём для меня «Пиковая дама»? Прежде всего, о людях, ведь за всеми незначительными, казалось бы, поступками, жизненными драмами, мировыми трагедиями стоит Человек, моральный выбор Человека между добром и злом, между светом и тьмой, если хотите.

Сюжет оперы сейчас, как никогда, актуален и современен. Сегодня, к сожалению, стремление к случайной удаче, славе, деньгам всё больше перекрывает общечеловеческие моральные нормы, и границы этих норм стали уже совсем размытыми. Хочется верить, что этот спектакль сможет помочь современному Человеку ответить для себя на вопрос выбора, увидев на сцене не просто вымышленных героев, но… наших современников, героев нашего времени.

 

Вячеслав ОКУНЕВ
Художник-постановщик

СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЭСТЕТИКИ ДОСТОЕВСКОГО

Ростовский музыкальный театр – это театр, который не боится эксперимента и берётся за репертуар интересный и непростой. «Пиковая дама» как раз тот спектакль, наличие которого, на мой взгляд, непременно должно быть в афише любого зрелого коллектива, и является показателем состоятельности труппы, художественно-постановочной части театра и глубоко сформированного уровня культуры зрителя. Поэтому мне было интересно сделать спектакль нетривиальный, образный, стильный и красивый. 
Мы решили взять за основу стилистику и моду времени Чайковского, времени написания «Пиковой дамы», вязкую и плотную атмосферу романов Достоевского. Мы знаем, что Чайковский с восторгом относился к творчеству Достоевского, следил за ним, и можем полагать, что его произведения, в особенности роман «Игрок», могли повлиять на композитора при разработке образов оперы. 
При минимуме выразительных средств, в этом спектакле хотелось достичь максимальной достоверности в элементах – архитектуре, мебели, костюмах, аксессуарах, но избежать сухой документальности эпохи. Это даёт режиссёру возможность выстраивания «крупных планов», как в кино, и побуждает певцов к более детальной проработке роли. 
Я хочу, чтобы ростовский зритель увидел, почувствовал и ощутил душу Петербурга – города, давшего миру гениальную оперу «Пиковая дама».

Герман, главный герой оперы, влюблен в Лизу, девушку из знатной и богатой семьи. Но ему, бедному офицеру, она «принадлежать не может». Тем более, как оказалось, у Лизы есть жених… Угрюмый и молчаливый, Герман ночи напролет проводит у карточного стола, но в игру не вступает.

Настоящую бурю в смятенной душе героя рождает рассказ приятеля – он слышит от Томского анекдот о графине, которую молва нарекла Пиковой дамой. В молодости красавица графиня страстно любила карточную игру, и однажды, при крупном проигрыше, ей назвали три карты. Поставив на них, она выиграла три раза кряду. Тайну эту графиня открыла уже двоим, а от третьего – ей предсказана смерть.

С этого момента сознанием Германа движут две противоречивые мании, две страсти: жажда любви и жажда узнать тайну трех карт – разбогатеть. Постепенно вторая, становясь из средства – целью, вытесняет первую…

Художественный руководитель

заслуженный деятель искусств России

Вячеслав КУЩЁВ 

Музыкальный руководитель и дирижер

заслуженный артист России

Андрей АНИХАНОВ

Режиссер-постановщик

лауреат международных конкурсов

Павел СОРОКИН

Художник-постановщик

народный художник России

Вячеслав ОКУНЕВ (Санкт-Петербург) 

Хормейстер-постановщик

заслуженный деятель искусств России 

Елена КЛИНИЧЕВА

Хореограф-постановщик

заслуженный деятель искусств России

Николай АНДРОСОВ (Москва)

Художник по свету

Ирина ВТОРНИКОВА

Художник-модельер

Наталья ЗЕМАЛИНДИНОВА

Дирижёры

Михаил ПАБУЗИН,

Алексей ШАКУРО 

Режиссёр

Светлана ГУСЕВА 

Хормейстер

Сусанна ТАКМАЗЯН 

Звукорежиссёр

Павел ОМЕЛЬЧЕНКО

Ассистенты хореографа-постановщик         

Владислав ВЯХИРЕВ,

Анна КАЛАЧИНСКОВА,

Степан ОЛЬХОВСКИЙ

Ответственный концертмейстер

Светалана АНТОНОВА

Аккомпаниаторы-концертмейстеры

лауреат международного конкурса 

Лидия ЖУРАВЛЁВА, 

Татьяна КОЛПИКОВА,

Татьяна САВЧЕНКОВА,

Екатерина КУПЦОВА

Концертмейстеры хора

лауреат международных конкурсов 

Пётр ГОРОБЕЦ, 

Айшат КОККЕЗОВА

Репетитор по сценической речи

заслуженная артистка России

Наталия МАКАРОВА

Ассистенты режиссёра

Елена МОРОЗОВА,

Дарья ПОДГАЛЬНАЯ,

Александр ХОРУЖНИЙ,

Кетеван ЦУЦКИРИДЗЕ

 

 

Герман

Виталий КОЗИН,

лауреат международного конкурса 

Виталий РЕВЯКИН

Лиза

лауреат всероссийских и международных конкурсов

Наталья ДМИТРИЕВСКАЯ,

лауреат международных конкурсов

Екатерина КРАСНОВА,

лауреат всероссийского и международного конкурсов

Анна ШАПОВАЛОВА

Графиня

лауреат всероссийского конкурса

Евгения ДОЛГОПОЛОВА,

лауреат всероссийского конкурса

Надежда КРИВУША,

Элина ОДНОРОМАНЕНКО

Томский

Артур АЧЫЛОВ,

заслуженный артист России

Пётр МАКАРОВ,

Михаил АТАМАНОВИЧ

Елецкий

лауреат всероссийских и международного конкурсов

Иван САПУНОВ,

лауреат всероссийских и международных конкурсов

Денис БОЛДОВ (Москва)

Полина

Юлия ИЗОТОВА,

лауреат всероссийского конкурса

Марина КИРТАДЗЕ

Чекалинский

Александр ЛЕЙЧЕНКОВ,

Кирилл ЧУРСИН

Сурин

Эдуард ЗАКАРЯН,

заслуженный артист России

Александр МУСИЕНКО

Чаплицкий

народный артист России

Геннадий ВЕРХОГЛЯД,

лауреат всероссийского конкурса

Сергей МАНЬКОВСКИЙ

Нарумов

Павел КРАСНОВ,

Валерий ХРАПОНОВ

Распорядитель

лауреат всероссийских и международных конкурсов

Павел БЕЛОУСОВ,

Сергей БОНДАРЕНКО,

Михаил ГУБАНИЩЕВ

Гувернантка

Евгения ДОЛГОПОЛОВА,

заслуженная артистка России

Ольга КАЛИНИНА

Маша

лауреат международного конкурса

Анастасия КУЛЯБИНА,

Юлия ПЕРЕТОКИНА,

лауреат международного конкурса

Мария СУЗДАЛЬЦЕВА

Прилепа

лауреат международного конкурса

Анастасия КУЛЯБИНА,

лауреат международного конкурса

Ольга ПЯТНИЦКИХ

Миловзор

Юлия ИЗОТОВА,

лауреат всероссийского конкурса

Марина КИРТАДЗЕ,

лауреат всероссийского конкурса

Надежда КРИВУША

Златогор

Борис ГУСЕВ,

Тимур ХАМУ-НИМАТ,

Артур АЧЫЛОВ