Пётр Чайковский

Спящая красавица (6+) 

балет-феерия в 3-х актах

Либретто Ивана Всеволжского и Мариуса Петипа по мотивам сказки Шарля Перро

Премьера состоялась 11 июня 2009 года 

«Спящая красавица» П. И. Чайковского, созданная в 1888–1889 годах, вместе с другими его балетами – «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» – составляет триаду наиболее любимых и часто исполняемых произведений хореографического искусства, «золотой фонд» репертуара музыкальных театров.

При создании шедевра счастливым оказалось сотрудничество композитора с балетмейстером Мариусом Петипа, первым постановщиком спектакля на сцене Мариинского театра в Петербурге. Чайковский писал: «Спящая красавица» – едва ли не лучшее из всех моих сочинений». Бесспорно, лучшим сочинением, вершиной творчества явилась она и для Петипа. Хореография здесь не только удивительно изобретательна, но и образна, насыщена чувством и мыслью. Построив спектакль на основе крупных, полифонически сложных танцевальных форм, балетмейстер добился единства и непрерывного развития музыкально-хореографической драматургии.

Замысел балета по сказке Шарля Перро «Красавица спящего леса» (1697) принадлежал князю И. А. Всеволжскому – поклоннику творчества Чайковского, высоко оценившего его балет «Лебединое озеро». Всеволжский вместе с Петипа работал над либретто с намерением возродить обычаи и стиль французского двора времен Короля-Солнца, создать хореографическую постановку, которая могла бы сравниться с «большими балетами», столь модными тогда в Европе. Весной 1888 года Всеволжский писал Чайковскому: «Я задумал написать либретто на «La belle au bous dormant» по сказке Перро. Хочу mise en scene сделать в стиле Louis XIV. Тут может разыграться музыкальная фантазия и можно сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр. и пр. Если мысль Вам по нутру, отчего не взяться Вам за сочинение музыки? В последнем действии нужна кадриль всех сказок Перро — тут должны быть и кот в сапогах, и мальчик с пальчик, и Золушка, и Синяя борода и пр.». Получив сценарий во второй половине августа, композитор был очарован и восхищен: «Это мне вполне подходит, и я не желаю ничего лучшего как написать к этому музыку». Чайковский не изменил ни одной подробности предложенного ему сценария. Но привлекала его не стилизация под старину, а поэзия сказки. Благодаря его гению спектакль «Спящая красавица» родился как хореографическая симфония, ведь не случайно композитор утверждал, что «балет – та же симфония».

«Спящая красавица» – это не только сказка о принцессе, которая сто лет проспала волшебным сном, пока не явился принц и не разбудил ее поцелуем, но и апофеоз классического танца. Первый спектакль «Спящая красавица» – грандиозный симфонический дивертисмент, который увидели зрители Мариинского театра в памятный для истории мирового балета вечер 3 января 1890 года, – стал легендой.

Пролог

Картина первая. Крестины принцессы Авроры.
В парадном зале замка Флорестана XIV дамы и кавалеры ожидают появления короля и королевы. 
Церемониймейстер Каталабют проверяет список фей, которым разосланы приглашения. Все сделано так, как хотел того король. Все готово к празднику.
Под звуки фанфар вносят маленькую принцессу Аврору и кладут ее в колыбель. Входят король и королева.
Появляется фея Сирени – главная крестная принцессы Авроры. Она окружена своей свитой – добрыми духами. Следом феи: Кандид, Фарин, Виолант, фея Канареек и фея Хлебных крошек. Каждая одаривает свою крестницу.

Наступает очередь феи Сирени преподнести Авроре свой дар, но вдруг раздается громкий шум. Вбежавший Каталабют сообщает, что прибыла фея, которую забыли пригласить на праздник. Она находится у ворот замка. Это фея Карабос, самая злая и могущественная.

Каталабют в растерянности. Как мог он позабыть о ней? Он – сама точность! Весь дрожа, церемониймейстер приближается к королю и сознается в своей вине. Король и королева очень встревожены. Эта оплошность может стать причиной больших несчастий и повлиять на судьбу их дорогой дочки. Феи тоже выглядят озабоченными. 

В возке, который тащат пажи, появляется Карабос. Король и королева умоляют фею простить Каталабюта. Они готовы подвергнуть его любому наказанию, которое только она соблаговолит указать. Каталабют бросается к ногам злой феи: пусть ему сохранят жизнь – и он готов служить ей до конца своих дней.

Карабос злобно хохочет и забавляется тем, что вырывает волосы Каталабюта. Вскоре его голова становится лысой.
Злая фея заявляет, что, хотя она и не крестная Авроры, но все же хочет преподнести ей свой дар. Пусть дары шести крестных принцессы Авроры помогут ей стать самой красивой, самой пленительной и самой умной принцессой в целом мире. Но в первый же раз, как принцесса уколет себе палец или руку, она уснет, и сон этот будет вечным!
Король, королева и все придворные в ужасе. Карабос, радуясь, что ей удалось провести своих сестер – добрых фей, разражается смехом. Свита колдуньи безудержно ликует.
Но тут фея Сирени склоняется над колыбелью, чтобы сотворить свое волшебство. Маленькая Аврора уснет, но не вечным сном. Наступит день когда явится принц, который, влюбившись в красоту Авроры, поцелует ее, и она очнется от долгого сна, чтобы стать подругой принца и жить в счастье и радости.
Взбешенная Карабос усаживается в свой возок и исчезает. 

Действие первое Картина вторая. Совершеннолетие. 

Парк замка Флорестана XIV. Каталабют собирается арестовать нескольких поселянок, которые занимались рукодельем перед замком. Он указывает им на объявление, в котором запрещено пользоваться иглами или спицами на сто лье вокруг королевского дворца. 

Появляются король и королева. Король спрашивает, какое преступление совершили поселянки. Каталабют сообщает о причине ареста и показывает улики. Король в ужасе, требует наказать, повесить виновных. Но королева просит пощадить их. Ни одна слеза не должна пролиться в королевстве Флорестана в день совершеннолетия Авроры. Король дает себя уговорить. Поселянки прощены. Все радуются. Начинаются танцы и хороводы. 
Четыре принца – претенденты на руку Авроры говорят Флорестану и королеве о своем страстном желании быть любимыми ею. Тот отвечает, что предоставляет дочери полную свободу и право выбора. Тот, кого она полюбит, станет зятем и наследником королевства.
В окружении фрейлин вбегает Аврора. Четверо принцев потрясены ее красотой. Каждый из них старается понравиться ей. Но принцесса никому не оказывает предпочтения. Она танцует, и весь двор любуется ею; население города и окрестных деревень, стар и млад – с восхищением следят за каждым ее па. Вдруг Аврора замечает старуху, которая преподносит ей букет цветов. Она принимает букет и танцует с ним, вызывая новый восторг. Но внезапно танец прерывается – принцесса смотрит на обагренную кровью руку, пронзенную спицей, которая была спрятана в букете. Вне себя от ужаса, она уже не танцует, а мечется, словно в приступе безумия, и в конце концов падает замертво. Внезапно старуха сбрасывает прикрывающий ее плащ и все узнают фею Карабос. Она хохочет над отчаянием Флорестана и королевы. Четыре принца выхватывают из ножен свои шпаги, чтобы поразить ими фею, но она с адским хохотом исчезает в вихре огня и дыма. В этот момент в глубине сцены появляется фея Сирени. Она утешает убитых горем родителей: принцесса спит и будет спать сто лет, но чтобы ничто не нарушило ее счастья при пробуждении, близкие уснут вместе с нею. 

Вокруг феи Сирени собираются духи ее свиты. Фея наказывает им строго следить за тем, чтобы ни один посторонний не нарушил покой ее любимицы.

Действие второе
Картина третья. Охота принца Дезире.
Прошло много лет. Принц Дезире выслеживает дичь в соседних лесах. Слышатся звуки охотничьего рога. Охотники выходят, чтобы отдохнуть и подкрепить свои силы.
Вскоре появляется принц Дезире со своим наставником Галифроном, окруженный прекрасными охотницами. Галифрон уговаривает своего воспитанника присоединиться к развлечениям придворных, а главное, быть полюбезнее с дамами, ибо ему предстоит выбрать супругу из числа  наиболее знатных девиц страны. Все девицы во что бы то ни стало стараются понравиться принцу, но Дезире не женится, пока не встретит ту, которую ищет. Галифрон сообщает, что обложили медведя в берлоге. Если принцу угодно, ему достаточно сделать один только выстрел. Дезире велит придворным охотиться без него. Ему нравится здесь, он хочет еще отдохнуть. 

Едва все удаляются, появляется фея Сирени, являющаяся крестной и принца Дезире. Принц преклоняет перед ней колени; фея благосклонно поднимает его и начинает расспрашивать о сердечных делах.

Принц рассказывает ей, что ни одна девица пока не пленила его сердца; лучше остаться холостяком, чем жениться лишь ради интересов государства.
Тогда фея обещает ему показать будущую супругу, самую красивую, пленительную и умную принцессу во всем мире. Фея Сирени взмахивает своей волшебной палочкой – перед принцем появляется образ принцессы Авроры. Дезире поражен – охваченный восторгом, он неотступно следует за Авророй, но та всякий раз ускользает от него. Ее танец, то томный, то страстный, восхищает его. Обезумев от любви, Дезире бросается к ногам своей крестной. Он просит отвести его к этому божественному созданию, он хочет видеть ее, прижать к своему сердцу!

Фея велит принцу сесть в ее лодку, которая начинает медленно спускаться по течению реки.

Картина четвертая. Окрестности замка Спящей красавицы.

Возле замка фея Карабос и ее пажи охраняют сон Авроры. Карабос боится, что сбудется предсказание феи Сирени и влюбленный принц расколдует принцессу.
Появляется фея Сирени, которая оповещает о прибытии Принца Дезире и указывает ему путь к принцессе. 
Карабос со свитой нападают на Принца, пытаясь задержать его и повернуть вспять. Но он мужественно расправляется с врагами, прогоняет злую Карабос и ее пажей прочь.
Дезире устремляется к Спящей красавице и целует ее. Чары разрушены. Аврора просыпается. Вместе с ней пробуждаются и придворные. Дезире умоляет короля отдать дочь ему в жены.
Король соединяет руки молодых людей. 

Действие третье. Картина пятая. Свадьба Дезире и Авроры
Парадный зал во дворце Флорестана XIV. Появляются король и королева в сопровождении свиты. Их приветствуют придворные. Под звуки торжественного полонеза гости проходят перед королем и королевой.
Праздник в честь свадьбы принца и принцессы перерастает в блестящий дивертисмент.
В пленительных танцах появляются перед гостями фея Чистого Золота, фея Серебра, фея Сапфиров и фея Алмазов; герои волшебных сказок: Кот в сапогах и Белая кошечка; Голубая птица и принцесса Флорина; Красная Шапочка и Волк; Золушка и принц Фортюне; Фея Сирени; и, наконец, принцесса Аврора и принц Дезире.
Все славят прекрасную и счастливую молодую чету.

Художественный руководитель постановки

заслуженный деятель искусств России

Вячеслав КУЩЁВ 

Хореографическая редакция 

народный артист России 

Алексей ФАДЕЕЧЕВ 

Музыкальный руководитель и дирижёр 

Алексей ШАКУРО 

Художник–постановщик и

художник по костюмам

Александр ВАСИЛЬЕВ (Москва) 

Художник по свету

Ирина ВТОРНИКОВА

 

Ассистенты балетмейстера-постановщика

народный артист России 

Юрий КЛЕВЦОВ,

заслуженная артистка Литвы

Светлана МАСАНЁВА

Репетиторы балета

заслуженный артист России и Республики Беларусь

Олег КОРЗЕНКОВ, 

Андрей МАКСИМОВ 

Художник-декоратор

Олег МОЛЧАНОВ (Санкт-Петербург) 

Художник-модельер

Наталья ЗЕМАЛИНДИНОВА 

Дирижёр

заслуженный деятель искусств России

Александр ГОНЧАРОВ

Ответственные концертмейстеры

Ольга ГОНЧАРОВА, 

Алла КАРПОВА, 

Наталья СИМОНОВА, 

Ольга ШИШЕНГИНА

Помощники режиссёра

Светлана ПОЛИПОВА, 

Галина ГОСТИЩЕВА

Дирижер

Алексей ШАКУРО

 

Король Флорестан

Степан ОЛЬХОВСКИЙ

Королева

Наталья КАРПАЕВА

Аврора

Мари ИТО

Принц Дезире

Денис САПРОН

Фея Сирени

Ольга БЫКОВА

Фея Карабосс

Владислав ВЯХИРЕВ

Каталабют

Денис КОЗЛОВ

Кавалеры

Альберт ЗАГРЕТДИНОВ,

Арсений САЙКОВ,

Дмитрий ХАМИДУЛЛИН,

Артур ХАСАНОВ

Феи: Нежности

Елизавета МИСЛЕР

Резвости

Алина ГОЛЬТЯПИНА

Крошка

Вита МУЛЮКИНА

Канареек

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА (Хамитова)

Смелости

Татьяна ПАВЛОВА

Голубая птица

Ильшат УМУРЗАКОВ

Принцесса Флорина

Елизавета МИСЛЕР

Кот

Павел ДРАНОВ

Кошка

Алина ГОЛЬТЯПИНА

Серый Волк

Рашид ИСРАФИЛОВ

Красная Шапочка

Анастасия РЕЗНИКОВА

Золушка

Анна СИДОРЕНКО

Принц Фортюне

Вячеслав КАПУСТИН

Бриллиант

Вита МУЛЮКИНА

Золото, Сапфир,  Серебро

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА (Хамитова),

Татьяна ПАВЛОВА,

Юлия ВЯХИРЕВА (Плониш)