Имре Кальман

Баядера (12+) 

Оперетта в 3-х действиях

«Баядера»: вечно та же, вечно новая!

(от создателей спектакля)

 Жанр оперетты – явление удивительное. Выросший из немецко-австрийского зингшпиля, итальянского интермеццо  и французского водевиля, он окончательно сформировался в Европе во второй половине  XIX столетия. Лёгкий непритязательный сюжет, искромётная танцевальная музыка, универсальность актёров, от которых требовалось умение и петь, и говорить, и энергично двигаться, злободневность текстов – всё это позволило жанру оперетты быть вариативным, видоизменяемым. Известный факт, что Жак Оффенбах, создавший 89 сочинений такого рода, был и композитором, и дирижёром, и директором труппы и, как бы мы сказали сейчас, продюсером. Он частенько менял в своих сочинениях текст и номера, следуя за появляющимися в обществе ситуациями и придавая им определённый забавный смысл. Такая традиция закрепилась за жанром оперетты в разных странах, в том числе и в России, где также появилась необходимость в создании новых сюжетов и вариантов текстов, которые были бы более понятны современной публике. Сегодня в российских театрах редко встретишь спектакли, которые идут в первоначальной авторской версии. Можно с уверенностью утверждать, что российская традиция в исполнении классической оперетты  имеет свои неповторимые особенности. Но и она постоянно развивается.

В декабре 1921 года, то есть более девяноста лет назад, в Вене состоялась премьера нового детища знаменитого венгерского композитора Имре Кальмана – оперетты «Баядера». На смену принесшим успех талантливому автору зажигательным венгерским ритмам, которые победно звучали в «Королеве чардаша» («Сильве»), «Марице», «Цыгане-премьере» и т. д., родилась пряная, чувственная, эротичная стилизация музыки Востока, экзотической Индии. По свидетельству очевидцев, уже на следующий день после премьеры люди на улицах Вены распевали ставшую впоследствии знаменитой арию индийского принца Раджами «О, Баядера». Лучшие тенора и баритоны мира стали включать эту арию в свой концертный репертуар.

Успех оперетты, как и поворот Кальмана к восточной музыке, не был неожиданным. Индийская тема стала чрезвычайно модной в искусстве того времени после шумного успеха фильма «Индийская гробница», прошедшего по всем европейским и заокеанским экранам.

Мелодии Имре Кальмана из оперетты «Баядера» навечно вошли в золотой фонд так называемой «лёгкой» музыки и не перестают услаждать сердца зрителей!

Действие I. «Гарсон и звезда»

Служащие отеля «Карлтон» готовятся к приёму гостей кинофестиваля в Каннах, который начнётся через несколько дней. Мадам Люси, старшая горничная, даёт последние распоряжения. В отель входит первая гостья. Спеша услужить даме, молодой гарсон Радж замечает ее сходство со знаменитой киноактрисой Одеттой Даримонд. Гостья подтверждает его догадки – она и есть Одетта, прибывшая инкогнито под именем мадемуазель Бланш.

В отеле появляется забавная компания: мадам Лили и мадам Люлю с дочками Мими и Муму, мечтающими о ролях в кино, а также два молодых человека – Коко и Куку, отвергнутые девушками ради карьеры. Мадам Лили и мадам Люлю увещевают своих дочерей: им нужно познакомиться с кинозвездами, чтобы обеспечить свою карьеру в киноиндустрии.

Появляется шикарная светская дама Мариетта со своим новым возлюбленным невезучим киноактёром Наполеоном Сант-Клош. Они вернулись из ночного «загула» в казино соседнего Монте-Карло. Наполеон тревожится: ведь в отель уже мог прибыть муж Мариетты – крупный французский банкир Филипп ла Турет. Мариетта успокаивает его; Филипп слишком увлечен своей работой и французским кино, для которого он – главный спонсор. Мариетта и Наполеон отправляются в апартаменты – именно в те, куда только что зашла Одетта Даримонд. В номере Мариетта приветствует свою троюродную кузину Бланш, которая, как оказалось, воспользовалась сходством со знаменитой актрисой и разыграла неопытного гарсона. В апартаменты входит Филипп. Мариетта, ничуть не смущаясь, представляет Наполеона своему мужу как друга Бланш.

На набережной Круазет Бланш случайно встречает Раджа. Между молодыми людьми постепенно возникает взаимное чувство. К Раджу подходит элегантный индиец средних лет. Это – Шаши Манук; он требует, чтобы Радж срочно покинул Канны. Радж прощается  с Бланш: он должен ехать в Индию по неотложным семейным делам.

Из отеля выходит Филипп, который должен вернуть в Париж, изображающая рыдания Мариетта и «удрученный» Наполеон. Как только муж уезжает, Мариетта радостно обнимает Наполеона. Влюбленные скрываются в спальне своего номера. Внезапно возвращается Филипп. Застав любовников в спальне, он приходит в ярость: Мариетта теперь ему больше не жена! Мариетта, Филипп и Наполеон выбегают из отеля, а в это же время индийский кинопродюсер Шаши Манук выводит молодую звезду Болливуда Раджами. Бланш с удивлением узнает в кинозвезде своего друга гарсона Раджа. Служащие и гости отеля с интересом наблюдают и за индийской процессией, и за скандалом в семье Филиппа. Раджами пытается всё объяснить Бланш-Одетте: он никогда не жил в нищете и ему нужно было приобрести опыт для съемок в новом фильме. Бланш, стараясь скрыть свой обман, отвергает признания Раджами. К Шаши и Раджами присоединяется Филипп: в отчаянии  он тоже решил лететь с ними в Бомбей.

 

Действие II. «Чудо Болливуда»

 На студии Болливуда в Бомбее начинаются съемки фильма «О, Баядера!», в котором Раджами играет молодого раджу, разрывающего помолвку с невестой ради любви к Баядере. Раджами настаивает, чтобы Баядеру играла Одетта Даримонд, но Шаши Манук против. На студии присутствует Филипп Ла Турет. Восхищенный экзотикой Индии, он решает вкладывать деньги в индийское кино. Раджами приходит в восторг: теперь вместе с ним в фильме может сняться его Одетта-Бланш. Стремясь поскорее объяснить всё Бланш, он просит Шаши, в роду которого были предки из касты брахманов, совершить древний обряд перенесения души. Шаши совершает таинственные заклинания и происходит чудо: в съемочном павильоне Болливуда  вдруг возникает набережная Круазет, где на скамейке сидит одинокая Бланш. Удивленная необычным зрелищем, Бланш воспринимает происходящее как сон. Они кружатся в волшебном вальсе.

 

Действие III. «Приколы кинофестиваля»

 В Каннах открылся кинофестиваль. После торжественной церемонии гости фестиваля возвращаются в отель «Карлтон». Набережная Круазет заполнена фанатами и репортерами, повсюду вспышки фотокамер.

В толпе гостей – нервная Мариетта и печальный Наполеон. Наполеон сильно расстроен, он надеялся, что муж Мариетты поможет ему пробиться на главные роли в кино. В сердцах, он оставляет несчастную Мариетту.

Из толпы фанатов вырываются кандидатки в «старлетки» Мими и Муму, их мамаши мадам Лили и мадам Люлю и безутешные кавалеры Коко и Куку. Среди гостей мамаши замечают известного русского режиссера Никиту Добрынича Богатырского и решают воспользоваться его влиятельностью, чтобы попасть на банкет. Коко и Куку в отчаянии решают переодеться в женские платья.

Мадам Люси, старшая горничная, наблюдает за бедным Никитой Богатырским, которого атаковали мадам Лили и мадам Люлю. Появляется мадам Монд, которая также заинтересована в знакомстве с русским режиссером. Мадам Люси решает спасти Никиту от назойливых мамаш. Она убеждает его в том, что он забыл выключить в номере воду и у него там сейчас «тихий Дон». Воспользовавшись моментом, Никита Богатырский покидает надоевших ему дам. Люси признается, что в его номере всё в порядке. Внезапно Никита Добрынич узнает в мадам Люси – Люсю, свою давнюю подругу из Ростова-на-Дону. Никита просит, чтобы Люси сопровождала его на банкете.

В холле отеля начинается банкет. Среди гостей Шаши Манук и Раджами, который тщетно пытается найти Бланш. Появляется разодетый в индийское платье Филипп, окруженный прекрасными баядерами. Навстречу ему выбегает Мариетта, умоляя его вернуться к ней. Филипп требует, чтобы она прошла испытание ритуальными танцами.Появляется мадам Монд, под темной вуалью которой скрывается настоящая Одетта Даримонд, приехавшая специально встретиться с Никитой, своим бывшим возлюбленным. Она просит помочь вернуться ей на экран, но режиссёр отказывает ей.

Мими и Муму со своими мамашами видят, как Шаши Манук приводит на банкет двух нелепо одетых девиц, в образе которых скрываются Коко и Куку. Они выдают себя за Жижи и Жужу – соперниц Мими и Муму.  Незаметно Коко и Куку открывают свою тайну и убеждают девушек, что лучше быть вместе, чем сниматься в кино.

Появляются Никита Богатырский и мадам Люси. Никита горько сожалеет об их разлуке, он был бы рад начать всё сначала. К ним подходит Наполеон, который просит мадам Люси – свою мать – познакомить его с  Никитой. Люси признается, что Наполеон – его сын. Никита счастлив: у него теперь есть сын – Наполеон Никитич Богатырский.

В зал входит Бланш. К ней спешит Раджами. Он представляет ее гостям как Одетту Даримонд – будущую актрису фильма «О, Баядера!» За этим с удивлением наблюдает мадам Монд, она же настоящая Одетта Даримонд.

Назревает скандал. По совету Шаши и Никиты Богатырского мадам Монд выдает Бланш за свою сестру-близняшку, несмотря на то, что разница в возрасте между ними 15 лет. Журналисты мгновенно подхватывают «горячую» новость: у Одетты Даримонд есть сестра. Раджами признается Бланш в любви.

Всё хорошо, что хорошо кончается! Да здравствует оперетта!

Художественный руководитель постановки

заслуженный деятель искусств России
Вячеслав Кущёв

Дирижёр-постановщик

заслуженный артист России
Андрей Аниханов

Режиссёр-постановщик

заслуженный деятель искусств России
Алексей Степанюк

Художник-постановщик

народный художник России
Вячеслав Окунев

Хормейстер-постановщик

заслуженный деятель искусств России
Елена Клиничева

Хореограф-постановщик

заслуженный тренер России
Давид Авдыш

Художник по свету

Ирина Вторникова

Дирижёр

Алексей Шакуро

 

Мадемуазель Бланш

лауреат международных конкурсов 
МАРИАННА ЗАКАРЯН, 
ОЛЬГА МАКАРОВА,
заслуженная артистка России
ЕЛЕНА РОМАНОВА

Раджами

АЛЕКСАНДР ЛЕЙЧЕНКОВ

Мариетта

лауреат международных конкурсов 
ТАТЬЯНА КЛИМОВА,
ЛЮБОВЬ МУРЗИНА,
ГАЛИНА ЯНПОЛЬСКАЯ

Филипп  Ла Турет

Юрий АЛЁХИН,
ЭДУАРД ЗАКАРЯН 

Наполеон Сант-Клош лауреат международных конкурсов 
ПАВЕЛ БЕЛОУСОВ,
заслуженный артист России
МАКСИМ СЕРДЮКОВ 
Одетта Даримонд

заслуженная артистка России 
ОЛЬГА КАЛИНИНА,
лауреат международных конкурсов 
ЕКАТЕРИНА КРАСНОВА,
ЕЛЕНА КУЗНЕЦОВА

Шаши Манук

ВЛАДИМИР КАРДАШЯН,
заслуженный артист России
АЛЕКСАНДР МУСИЕНКО

Мадам Люси ЕВГЕНИЯ ДОЛГОПОЛОВА,
лауреат всероссийского конкурса
НАДЕЖДА КРИВУША
Никита Добрынич Богатырский

ЮРИЙ АЛЁХИН
БОРИС ГУСЕВ

 
Мими   

лауреат международного конкурса
МАРИЯ БАННОВА,
лауреат международного конкурса
ЕЛЕНА БАСОВА

Муму   ОЛЬГА АСКАЛЕПОВА,
АННА ГАДЖИЕВА
   
 Мадам Лили ЛУСИНЭ АГАДЖАНЯН,
заслуженная артистка России

МАРИНА КРАСИЛЬНИКОВА 

Мадам Люлю

лауреат международного конкурса
ОКСАНА АНДРЕЕВА,
заслуженная артистка России
НАТАЛИЯ МАКАРОВА,
ЕЛЕНА МОРОЗОВА

   
Коко  МИХАИЛ ГУБАНИЩЕВ,
ЕВГЕНИЙ МЕШКОВ
Куку   ВЯЧЕСЛАВ ЦВИРКО-ГОДИЦКИЙ
Баядера

лауреат международного конкурса
ЕКАТЕРИНА ГОРБАНЬ,
лауреат международных конкурсов 
НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВСКАЯ,
лауреат международного конкурса
АНАСТАСИЯ КУЛЯБИНА

В спектакле принимают участие артисты хора, балета и мимического ансамбля 

 Оркестр Ростовского музыкального театра

Дирижеры – заслуженный артист России Андрей АНИХАНОВ, Алексей ШАКУРО

 

Фотогалерея

1.JPG 2.JPG 3.JPG 4.JPG 153.JPG 5.JPG