Пётр Чайковский

Щелкунчик (6+) 

Балет в 2-х актах

Премьера состоялась  27 октября 2012 года

В 1890 году П.И. Чайковский получил заказ от директора Императорских театров И.А. Всеволжского на создание одноактной оперы и двухактного балета для постановки в один вечер. ДЛя оперы композитор избрал сюжет полюбившейся ему драмы датского писателя Х. Херца "Дочь короля Рене" ("Иоланта"), а для балета - известную сказку Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Хореографом был назначен Мариу Петипа - прославленный мастер, к тому времени служивший в России уже более 40 лет и поставивший множество блистательных спектаклей. 

В течение первых месяцев 1892 года Чайковский закончил и оркестровал балет, а уже в марте в одном из симфонических концертов Русского музыкального общества была исполнена сюита из музыки к балету под управлением самого композитора. Успех был оглушительным: из шести номеров - пять по требованию публики были повторены.

По сценарию и подробным указаниям тяжело заботившего Петипа постановку "Щелкунчика" осуществил второй балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов, полностью подчинивший хореографию гениальной музыке Чайковского. 

Премьера "Щелкунчика" состоялась 6 (18) декабря  1892 года. Критика была противоречивой - как положительной, так и резко отрицательной. Однако балет продержался в репертуаре Мариинского театра более тридцати лет. И сегодня, спустя 120 лет со дня премьеры, "Щелкунчик" Чайковского остаётся в репертуаре мирового музыкального театра, по праву входя в золотой фонд балетного искусства. 

В своём последнем балете Чайковский обратился к той же теме, что была воплощена в "Лебедином озере" и "Спящей красавице"  - преодолению  злых чар силой любви. В нём композитор наиболее полно раскрыл возможности симфонизации балетной музыки, обогащения её всеми возможными выразительными средствами. Удивительно естесственно происходит здесь слияние выразительного и изобразительного, театральности и глубочайшего психологизма. 

Детская сказка, волшебство Нового года  - так мы привыкли видеть и воспринимать "Щелкунчика", характеризуя его как балет - феерию. Яроксть музыкальных форм, пышность сценического оформления, красота исполнительского искусства...За всем этим зачастую не видно глубокого философского замысла.  Хождение тонкой грани жизни, поиск самого себя, крик души - и всё это под прекрасной маской театра. Не находя ответа, мы слишим волшебные вариации собственных находок, пропущенные сквозь призму завораживающей музыки, но главный вопрос познания - остаётся нерешённым...

 

Пролог

Приближается Рождество. В таинственном полумраке комнаты ученый маг, чародей и алхимик Дроссельмейер готовит необычные подарки детям на праздник. Это волшебные куклы, которые он преподнесёт своим крёстным – Кларе и Фрицу.

I акт

В доме советника Зильбергауса празднуют Рождество. В гости пришли знакомые с детьми. Все веселятся и танцуют. Внезапно Дроссельмейер, переодетый волшебником, останавливает праздник. Он подготовил для гостей необычное представление – танцующих кукол, которых оживил силой своей магии. Кларе и Фрицу Дроссельмейер делает особый подарок – куклу Щелкунчика. Юная Клара очарована: она сразу полюбила эту удивительную игрушку. А непоседе Фрицу интересно, что же находится внутри Щелкунчика, и из любопытства он ломает несчастную куклу. Клара безутешна. Ее горю может помочь лишь добрый крёстный. Дроссельмейер возвращает Щелкунчику прежний вид, и девочка вновь счастлива.

Гости расходятся. Не желая расставаться со своим Щелкунчиком, Клара тайком возвращается в темную гостиную. Рядом с куклой она засыпает и видит волшебный сон, в котором из темноты возникает таинственная фигура Дроссельмейера. Теперь он не простой человек, а маг и волшебник, приготовивший для Клары испытания. По его приказу отовсюду появляются мыши. Они нападают на Клару, но внезапно появляется её храбрый защитник – вооруженный саблей Щелкунчик во главе игрушечных солдатиков. Идёт баталия. Король мышей вступает в бой со Щелкунчиком и пытается загрызть его. Мышиное войско, одерживая победу, окружает отважного героя. В отчаянии Клара бросает туфельку и попадает в спину Короля мышей. Происходит волшебство, и в одно мгновенье все мыши исчезают. Щелкунчик лежит на полу без движенья. Дроссельмейер успокаивает Клару и при помощи магических заклинаний превращает Щелкунчика… в Принца. Он настолько прекрасен, что девочка тут же влюбляется в него. Клару и Щелкунчика охватывает чувство необыкновенного счастья, и вихрь снежинок стремительно уносит их в удивительный полёт.

II акт

Клара и Щелкунчик летят среди мохнатых лап рождественской ели. Путь им неожиданно преграждает Король мышей со своим войском. Он вступает в бой со Щелкунчиком, но тот храбро сражается и убивает Короля мышей. В ту же минуту пропадает и мышиное войско. Появляется Дроссельмейер и увлекает Клару и Щелкунчика в сказочный замок Конфитюренбург. Там их торжественно встречают Фея Драже и её Кавалер, вся королевская свита и куклы. Радуясь возвращению Принца, они исполняют танцы – испанский, восточный, китайский, русский, французский. Кульминация праздника – блистательное па-де-де Феи Драже и её Кавалера.

Но праздник завершается. Фея, Кавалер и куклы исчезают, а сказочный замок растворяется в воздухе. Клара вновь в своей комнате, она просыпается и понимает, что все эти удивительные приключения ей лишь приснились, а Щелкунчик – снова обычная кукла. Но чувства девочки к своему бесстрашному герою не исчезли, они настолько глубоки, что Клара просит Дроссельмейера оживить его. По мановению руки волшебника Щелкунчик оживает, и теперь он и Клара вместе и счастливы.

 

Художественный руководитель 

заслуженный деятель искусств России

Вячеслав КУЩЁВ 

 Балетмейстер-постановщик

 народный артист России

Алексей ФАДЕЕЧЕВ

 Музыкальный руководитель и дирижер

 заслуженный артист России

Андрей АНИХАНОВ

 Художник-постановщик  Олег МОЛЧАНОВ
 Художник по свету  Ирина ВТОРНИКОВА
 Дирижер  Михаил ПАБУЗИН
 Ассистенты балетмейстера-постановщика    

 заслуженный артист России и Республики Беларусь

Олег КОРЗЕНКОВ,

заслуженная артистка Литвы

Светлана МАСАНЁВА

 Репетиторы балета

 Ангелина АЛЕКСАНДРОВА,

Равиль БАГАУТДИНОВ,

заслуженная артистка России

Ольга ВТОРУШИНА,

Андрей МАКСИМОВ,

Наталья ЩЕРБИНА

 Ответственные концертмейстеры

 Ольга ГОНЧАРОВА, 

Алла КАРПОВА

 Концертмейстеры

 Наталья СИМОНОВА, 

Ольга ШИШЕНГИНА

 

Клара

Ольга БЫКОВА, 
Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА (Хамитова), 
заслуженная артистка России 
Елизавета МИСЛЕР

Щелкунчик

Денис САПРОН,
Константин УШАКОВ

Дроссельмейер 

Игорь МЕДВЕДЕВ,
Арсений САЙКОВ,
Дмитрий ХАМИДУЛЛИН

Зильбергаус

Денис КОЗЛОВ

Его жена

Наталья КАРПАЕВА

Фриц 

Анастасия САПРОН (Кадильникова),
Вита МУЛЮКИНА,
Анастасия РЕЗНИК

Король мышей 

Евгений ЖИВОГЛОТОВ,
Никита ФИЛОНОВ

Коломбина

Клавдия ГЛАМАЗДИНА,
Вита МУЛЮКИНА

Арлекин 

Константин УШАКОВ

Фея Драже

Ольга БЫКОВА, 
Юлия ВЯХИРЕВА (Плониш),
Екатерина КУЖНУРОВА,
заслуженная артистка России 
Елизавета МИСЛЕР

Кавалер Феи Драже

Альберт ЗАГРЕТДИНОВ

танцы:

Испанский

Елена ВОРОБЕВА,
Лилия ЛЕДНЁВА,
Наталья ЩЕРБИНА,
Арсений САЙКОВ,
Никита ФИЛОНОВ,  
Дмитрий ХАМИДУЛЛИН

Восточный

Мария ЛАПИЦКАЯ,
Галина ЛАПШИНА,
Владислав ВЯХИРЕВ,
Игорь МЕДВЕДЕВ

Китайский

Клавдия ГЛАМАЗДИНА, 
Вита МУЛЮКИНВ, 
Рашид ИСРАФИЛОВ,
Ришат ХАМИТОВ

Русский

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВ, 
Иван ТАРАКАНОВ, 
Константин УШАКОВ, 
Ришат ХАМИТОВ

Французский

Ольга БЫКОВА, 
Клавдия ГЛАМАЗДИНА, 
Екатерина КУЖНУРОВА,
Альберт ЗАГРЕТДИНОВ,
Денис САПРОН

Гости, дети, мыши, солдатики и снежинки   

артисты балета 

Вокализ в сцене «Снежинки»

артисты хора 

Фотогалерея

_MG_9080.JPG _MG_9052.JPG _MG_9047.JPG _MG_9095.JPG _MG_9109.JPG _MG_9136.JPG _MG_9173.JPG _MG_9172.JPG _MG_9192.JPG _MG_9212.JPG _MG_9197.JPG _MG_9282.JPG _MG_9346.JPG