На музыку Петра Чайковского

Драма на охоте (12+) 

Балет в 2-х действиях

Либретто по одноименному произведению А. П. Чехова 
Николай Оганесов

Премьера состоялась 18 июня 2010 года

Так случилось, что, несмотря на значительную разницу в возрасте, пути двух гениальных русских художников пересеклись. История их личного знакомства хорошо известна. Взаимное притяжение, симпатия, уважение к творчеству и личности друг друга, планы сотрудничества (Чайковский предлагал Чехову написать либретто к опере, а Чехов в книге своих рассказов сделал дарственную надпись композитору: «Петру Ильичу Чайковскому от будущего либреттиста А. Чехова») - реальные свидетельства общности интересов, душевной и творческой близости великих современников. Еще при жизни писателя критики отмечали очевидную музыкальность чеховской прозы и драматургии. По свидетельству современников, именно музыка Чайковского оказывала на Чехова особенно глубокое воздействие. И не случайно. Обоим художникам была присуща особая деликатность, понимание самых тонких душевных чувств, переживаний, потребность и способность выразить в своих произведениях всю глубину и трагичность человеческих отношений. И еще одно качество  было общим - ощущение одиночества, о котором писатель не без горечи говорил: «Одинокому - весь мир пустыня».

Чехов и Чайковский, разумеется, воспринимали мир по-разному, но при этом были, несомненно, близкими, «родственными» душами. Думается, только случайность помешала им реализовать совместные планы и замыслы.

И все же... все же... спустя сто с лишним лет оба этих имени сошлись на одной театральной афише.

«Драма на охоте» - балет, которого никогда прежде не было.  Не было даже попыток хореографического воплощения истории любви судебного следователя Камышева и юной дочери лесника Оленьки Скворцовой.

Почему театр привлекло именно это, одно из самых странных, загадочных, «темных» произведений Чехова? Ведь сам автор никогда не вспоминал о нем, не включал ни в одно из прижизненных изданий, а исследователи его творчества до сих пор не могут определить, к какому, собственно, жанру оно относится - не то детектив, не то пародия на авантюрный роман, не то душещипательная мелодрама.

Так что же в таком случае заставило создателей балетного спектакля обратиться к «Драме на охоте»?

Прежде всего сложная, если не сказать парадоксальная драматургия, очевидная двойственность и глубина описанных Чеховым характеров и отношений. Главный герой Камышев - человек с большими странностями, обуреваемый страстями. В нем уживаются и азарт, и тяга к смертельному риску, наивность и неизбывный эгоизм, способность к сильным чувствам и неприкрытый цинизм. Отношения Камышева с Ольгой Скворцовой представляют собой не просто историю увлечения, закончившегося драмой, не банальный любовный многоугольник, а некий шифр, призванный предъявить нам нелицеприятную правду о сокровенных глубинах человеческого «я», - тайну, разгадку которой зрителю и читателю следует искать в самих себе. Кажущаяся простота чеховских текстов обманчива. Уже в этом раннем своем произведении А. П. Чехов начал задаваться вопросами, которые позже будут не только присутствовать, но и доминировать в его творчестве: жизнь и смерть, любовь и ненависть, вера и безверие, справедливость и рок... И не удивительно, что в наше время литературоведы сделали вывод, что чеховская «Драма на охоте» столь же сложна и многослойна, как «Повести Белкина» А. С. Пушкина.

Как видим, создатели спектакля поставили перед собой задачу высшей степени сложности - попытаться заново прочесть и интерпретировать раннее произведение А. П. Чехов, понять его героев, любящих,  страдающих, фатально обреченных на трагическую развязку.

Хочется думать, что конфликтные личностные раздвоения, заложенные в сюжете, при иных обстоятельствах обязательно притянули бы, заинтересовали П. И. Чайковского, ибо противоречия, свойственные человеку, разница между уживающимися в нем взаимоисключающими половинами, является одной из главных тем не только последних симфонических произведений композитора, но русской и мировой музыки, литературы, искусства в целом.

В музыке Чайковского, так же как и в чеховской повести, тема грубого, сугубо земного переплетается с мотивом музыки небесной. В ней, как и в душе главного героя, не переставая  звучит мелодия любви, услышать которую дано не всякому. И неважно, разделяем мы с ним эти чувства, понимаем ли эту музыку одинаково с главным героем. Важно другое: она наполняет его существование смыслом, приносит пусть остро-болезненное, но необыкновенное, щемящее, неповторимое наслаждение. И, как следствие, происходит раздвоение музыкальных тем теперь уже балетного спектакля: на тему гордыни, опустошенности и одиночества и тему тайны, любви, нежности, которыми живет традиционно ранимая душа чеховских героев. Несовпадение идеала, который сидит глубоко внутри Камышева, с реальной жизнью, которой он живет, приводит к конфликту, неизбежно-трагическому финалу - разрушению личности. Убийство в этих обстоятельствах - лишь форма, в которую облечено разрушение...

Чехов и Чайковский - их имена еще при жизни ставили рядом. Внутренняя связь двух выдающихся художников не исчерпывалась дружеской симпатией, личной приязнью. Она была и сложнее, и глубже. Присущая обоим искренность, доброта, высокая духовность, сострадание к окружавшим людям, были выражением  общей системы духовных ценностей, любви к русскому человеку, тонкого понимания всей сложности его духовного мира, беспредельной преданности родному искусству...

 

Действие первое

Звучит чувственная, полная огня и страсти мелодия аргентинского танго.

Иван Петрович Камышев, судебный следователь из небольшого провинциального городка, рассказывает трагическую историю своей любви...

Перед нами - двор графской усадьбы. Светит солнце. Все вокруг дышит безмятежным покоем. Здесь друзья, гости, управляющий графским имением Урбенин, знакомая Камышева, дочь мирового судьи Наденька Калинина, дальний родственник графа Каэтан Пшехоцкий, а также сам граф Карнеев.

В поместье в гости к Карнееву приехал его старинный приятель Камышев. Друзья давно не виделись и рады встрече. Дворовые девушки начинают водить хоровод. Сопровождаемые Урбениным, Пшехоцким, граф и Камышев идут на прогулку.

Заброшенный графский парк с неухоженными деревьями зарос диким кустарником. Небо темнеет. Начинается гроза. В струях дождя среди деревьев возникает девушка в красном платье. Это Оленька Скворцова, дочь лесника. Камышев и его спутники знакомятся с девушкой. Управляющий поместьем Урбенин ждет удобного случая, чтобы объявить о своей помолвке с Ольгой. Мужчины окружают девушку, делают комплименты, просят станцевать. Ольга смущается, роняет на землю букет, который подарил ей Урбенин. Камышев поднимает его. Молодые люди несколько мгновений пристально смотрят друг другу в глаза. Урбенин под одобрительные возгласы гостей объявляет о помолвке.

В небольшом уездном городке Тенево начинается ярмарка. Среди ее участников мы видим Анну Сергеевну и Гурова, Унтера Пришибеева, Толстого и Тонкого, Человека в футляре, других героев чеховских произведений.

На площадь из церкви выходят молодожены  - управляющий имением Урбенин и Ольга Скворцова.  Их сопровождает граф Карнеев со слугами, Пшехоцкий, Наденька Калинина. Рядом с ней Камышев. Он ищет удобный момент, чтобы объясниться с Ольгой.

Тем же вечером в поместье графа справляют свадьбу. Гости веселятся, поздравляют молодых. Ольга танцует с Урбениным, с Карнеевым, с Пшехоцким. Камышев оставляет Надю Калинину и танцует с Оленькой...    

Разгоряченная, взволнованная общим вниманием, Ольга уходит в парк. Там ее ожидает Камышев. Молодые люди объясняются в любви...

На поляне появляется Урбенин. В день собственной свадьбы обманутый муж обречен на одиночество...

 

Действие второе 

Казенная квартира судебного следователя. На свидание к Камышеву пришла Ольга Николаевна. Она сожалеет, что столь поспешно и опрометчиво вышла замуж за Урбенина. Охваченный глубоким чувством, Иван Петрович говорит ей о своей любви. Однако Ольга охлаждает его пыл, призывает к благоразумию. Время встречи истекло. Пора прощаться...

В имении Карнеева светский прием. В просторном зале горят люстры, звучит торжественная музыка. Граф радушно встречает гостей.

Неожиданно вбегает Ольга Николаевна. Следом за ней врывается Урбенин. Он пытается объясниться с женой, извиниться за ссору, которую затеял по незначительному поводу, просит ее вернуться домой. Ольга отказывается и просит защиты у графа. Карнеев объявляет присутствующим, что Ольга Николаевна остается в его доме.

Камышев хочет увести Ольгу с собой, но она прячется за спину графа. Оскорбленный ее решением, Камышев уходит. Возмущенные скандальной сценой, гости покидают имение. Граф и Ольга остаются наедине...

Квартира судебного следователя. Бывший управляющий Урбенин жалуется Камышеву, что не может забыть покинувшую его супругу. Камышев наливает ему рюмку за рюмкой. Опьяневший Урбенин вытаскивает нож и говорит о своем намерении убить жену, после чего покидает квартиру  следователя. Камышев подбирает оброненный им шейный платок. В его голове зреет план мести...

Граф и его гости отправляются на охоту. Во время привала Карнеев заигрывает с Надей Калининой. Ольга видит это, пытается помешать, но граф не обращает на нее никакого внимания. Подвыпивший Пшехоцкий тянет Ольгу танцевать, грубо заключает ее в объятья...

Появляется Урбенин. Увидев графа, он  замахивается на обидчика ножом. Граф приказывает слугам гнать бывшего управляющего прочь. Камышев незаметно поднимает выпавший нож,  прячет его в карман...

Охотничий рожок трубит общий сбор. Гости возвращаются в поместье, где их ждет вызванный из города цыганский хор. В лесу остаются Камышев и Ольга Урбенина. Иван Петрович предлагает Ольге сделать выбор, оставить все, уехать с ним. Она отказывается и хочет уйти.

Камышев оскорблен тем, с какой легкостью она отвергла его чувства. В одно мгновение рушится идеал, к которому он стремился. В порыве страсти Камышев убивает Ольгу. Бросив к ее ногам нож и шейный платок Урбенина, он убегает...

В доме графа Карнеева продолжается вечеринка. В освещенном свечами зале поют и  пляшут приглашенные хозяином цыгане. К гостям присоединяется Камышев.

Внезапно песня обрывается. В проеме стеклянной двери появляется Ольга. Она едва держится на ногах. Увидев Камышева, направляется к нему. Однако силы покидают ее. Ольга умирает.

В сопровождении полицейских входит Урбенин. Ему предъявляют улики - нож и шейный платок. Урбенин подтверждает, что вещи принадлежат ему. С молчаливого одобрения следователя Камышева полицейские уводят арестованного Урбенина.

И вновь раздается мелодия аргентинского танго. Камышев, словно завороженный, идет на чарующие, полные страсти звуки музыки. Рассказанная им горькая история любви окончена.

Художественный руководитель постановки 

заслуженный деятель искусств России

 Вячеслав КУЩЁВ

Балетмейстер-постановщик 

народный артист России

Алексей ФАДЕЕЧЕВ

Музыкальный руководитель и дирижер

заслуженный деятель искусств России

Александр ГОНЧАРОВ

Художник-постановщик

лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска"

Степан ЗОГРАБЯН

Художник по костюмам

Наталья ЗЕМАЛИНДИНОВА

Художник по свету

Ирина ВТОРНИКОВА

Ассистент балетмейстера

народный артист России

Юрий КЛЕВЦОВ

Репетиторы балета

заслуженная артистка Литвы

Светлана МАСАНЕВА,

Андрей МАКСИМОВ, 

Ирина СЕМЁЕРВА

Дирижер

Алексей ШАКУРО

Ответственные концертмейстеры

Ольга ГОНЧАРОВА,

Алла КАРПОВА

КАМЫШЕВ, 

судебный следователь

Альберт ЗАГРЕТДИНОВ,

Денис САПРОН

ОЛЬГА, 

дочь лесничего

Ольга БЫКОВА, 

заслуженная артистка России

Елизавета МИСЛЕР

КАРНЕЕВ, 

граф, приятель Камышева

Денис КОЗЛОВ

Урбенин, 

управляющий в имении графа 

Константин УШАКОВ

НАДЕЖДА, 

дочь мирового судьи

Ольга БЫКОВА, 

Екатерина КУЖНУРОВА

ПШЕХОЦКИЙ, 

родственник графа

Александр ТРУБОЧКИН

ДАМА С СОБАЧКОЙ

Дарья МАКАРОВА, 

Мария ЛАПИЦКАЯ

ГУРОВ

Дмитрий ХАМИДУЛЛИН

ТОЛСТЫЙ

Ришат ХАМИТОВ

ТОНКИЙ

Артур ХАСАНОВ

БЕЛИКОВ

Степан ОЛЬХОВСКИЙ

УНТЕР ПРИШИБЕЕВ

Иван АРЕФЬЕВ

ОФИЦЕРЫ

Альберт ЗАГРЕТДИНОВ,

Денис САПРОН

ТАНГО

Юлия ВЯХИРЕВА (Плониш), 

Мария ЛАПИЦКАЯ, 

Владислав ВЯХИРЕВ 

Фотогалерея

драма на охоте_93.JPG драма на охоте_91.JPG драма на охоте_99.JPG драма на охоте_101.JPG драма на охоте_121.JPG драма на охоте_124.JPG драма на охоте_125.JPG драма на охоте_128.JPG драма на охоте_132.JPG драма на охоте_136.JPG драма на охоте_162.JPG драма на охоте_204.JPG драма на охоте_250.JPG