Пётр Чайковский

Иоланта (6+) 

Опера в одном действии

Премьера состоялась 29 апреля 2011 года  

«Иоланта» — последняя опера Чайковского. В 1884 году композитор прочёл перевод одноактной драмы в стихах датского писателя Генрика Герца (1798—1870) «Дочь короля Рене», его поразила поэтичность и глубокий философский смысл, заложенный в сюжете драмы. Пьеса Г.Герца стала основой либретто нескольких опер, в том числе «Иоланты» русского композитора С. Юферова (1893). У П.Чайковского замысел оперы родился под воздействием исполнения пьесы Герца на сцене московского Малого театра в 1888г.

В 1891 году Пётр Ильич приступил к сочинению «Иоланты», либретто которой составлено М.И.Чайковским (1850—1916), братом композитора, после успеха «Пиковой дамы» ставшим признанным либреттистом.

П.Чайковский всегда очень внимательно и трепетно относился к выбору сюжета для своих произведений. Он писал своему ученику и другу, композитору С. И. Танееву: «Я всегда стремился как можно правдивее, искреннее выразить музыкой то, что имелось в тексте. Правдивость же и искренность не суть результат умствований, а непосредственный продукт внутреннего чувства. Дабы чувство это было живое, тёплое, я всегда старался выбирать сюжеты, способные согреть меня. Согреть же меня могут только такие сюжеты, в коих действуют настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я».

В сюжете «Дочери короля Рене» Чайковский уловил то искреннее чувство, которое увлекло и поразило его, а переживания героев стали переживаниями самого композитора.

Работа над оперой началась 10 июля 1892 года, к 4 сентября вся музыка была написана, а в декабре закончена и оркестровка. Первое представление оперы состоялось 6 (18) декабря в петербургском Мариинском театре. Одноактная опера «Иоланта» была заказана композитору Дирекцией императорских театров и предназначалась для исполнения в один вечер с балетом «Щелкунчик».

В период создания «Иоланты» Чайковский был увлечен философией Спинозы, чтением его трудов и переписки, о чём свидетельствуют книги учёного, сохранившиеся в библиотеке Чайковского, с многочисленными пометками композитора. Согласно учению Спинозы, Бог и природа — это вечное и бесконечное единство, где материальное и идеальное начала находятся в нерасторжимой связи. Поэтому физическое прозрение Иоланты является следствием пробуждения её души, когда чувство любви озаряет душу и открывает глаза навстречу новой жизни. В своей последней опере композитор ещё раз обращается к теме жизни и смерти, ищет ответы на вечные вопросы человечества, стремится найти внутреннюю гармонию, которая невозможна без нерасторжимого единства мира высших чувств и правды жизни. Заключительный гимн оперы – это прославление жизни и света, надежда композитора на просветление и очищение. П.Чайковский пишет брату: «Более чем когда – либо я влюблён в сюжет «Иоланты», и твоё либретто сделано вполне отлично…Я напишу такую оперу, что все плакать будут».

Два мира – плотский и духовный –

Во всех явленьях бытия

Здесь слились волею Верховной,

Как неразлучные друзья.

На свете нету впечатленья,

Что тело знало бы одно,

Как всё в природе, чувство зренья

Не только в нём заключено.

И прежде чем открыть для света

Плотские, смертные глаза,

Нам нужно, чтобы чувство это

Познала вечная душа…

Чудный первенец творенья,

Первый миру дар Творца,

Славы Божьей проявленье,

Лучший перл его венца!

Солнце, небо, звёзд сиянье

Наполняют мир земной,

Всю природу и созданья

Несказанной красотой!

(Из либретто оперы)

На юге Франции, в долине Вогезских гор, расположен замок короля Прованса Рене. Здесь живет юная дочь короля Иоланта. Она слепа от рождения, но не знает об этом. По требованию короля окружающие тщательно скрывают от нее тайну, никто из посторонних под страхом смерти не смеет проникнуть в замок. В счастливом неведении Иоланта проводит дни среди подруг. Однако с недавнего времени смутное томление нарушает ее покой. Напрасно подруги стараются отвлечь ее от грустных мыслей. Король приводит мавританского врача Эбн-Хакиа. В волнении Рене ждет его ответа. Врач говорит о возможном исцелении, но Иоланта должна узнать о своем несчастье и всей душой желать увидеть свет. Король непреклонен.

Сбившись с пути, в замок попадают рыцари - Роберт и Водемон. Роберт был в детстве обручен с Иолантой; он никогда ее не видел и не знает, что она слепа. Все его помыслы устремлены к графине Лотарингии Матильде, и он намерен просить короля Рене расторгнуть помолвку. Поднявшись на террасу, Водемон видит спящую Иоланту. Ее прекрасный облик очаровывает молодого рыцаря. Невольно вырвавшийся возглас восхищения разбудил девушку. Волнение молодого рыцаря вызывает отклик в душе Иоланты. Зарождающееся чувство приводит ее в трепет. Прощаясь с прекрасной незнакомкой, Водемон просит подарить ему на память красную розу. Вместо красной Иоланта срывает белую розу. Рыцарь осознает, что девушка слепа. Охваченный состраданием, он рассказывает ей о том, как прекрасен свет - чудный первенец Творенья. С упоением внимает Иоланта его словам. Появляется король. Узнав, что незнакомец раскрыл Иоланте тайну, король приходит в негодование, но Эбн-Хакиа успокаивает его: теперь путь к исцелению открыт. Король притворно угрожает Водемону смертной казнью, если лечение не поможет. Ради спасения любимого Иоланта готова претерпеть любые муки. Прозрев, она с изумлением и восторгом видит мир, узнает своего отца, подруг и Водемона, который отныне будет ее защитником. Все торжественно славят всемогущего Творца.

Художественный руководитель 

заслуженный деятель искусств России

Вячеслав КУЩЁВ

Дирижёр-постановщик 

заслуженный артист России

Андрей АНИХАНОВ 

Режиссёр-постановщик 

Константин БАЛАКИН 

Режиссёр

Анастасия НЕГОВОРА (Мишакина)

Хормейстер-постановщик 

Наталья ПЕТЛИЦЫНА

Художник 

Ирина АГУФ

Художник по костюмам 

Олег МОЛЧАНОВ

Художник по свету 

Ирина ВТОРНИКОВА

Дирижёр 

Алексей ШАКУРО

Звукорежиссёр 

Павел ОМЕЛЬЧЕНКО

Ассистент режиссёра

Дарья ПОДГАЛЬНАЯ

Ассистент хормейстера 

Сусанна ТАКМАЗЯН

Ответственный концертмейстер 

Светлана АНТОНОВА

Концертмейстеры

 

лауреат международных конкурсов

Лидия ЖУРАВЛЁВА,

Татьяна САВЧЕНКОВА

Концертмейстеры хора 

Диана БАГДАСАРЯН,

Людмила ВОЛЮВАЧ

Ассистенты режиссёра 

Дарья ПОДГАЛЬНАЯ

РЕНЕ 

Борис ГУСЕВ, 

заслуженный артист России 

Александр МУСИЕНКО

РОБЕРТ

лауреат всероссийских и международного конкурсов

Иван САПУНОВ

ВОДЕМОН

Виталий КОЗИН,

Александр ЛЕЙЧЕНКОВ

лауреат всероссийского конкурса 

Сергей МАНЬКОВСКИЙ

ЭБН-ХАКИА

Павел КРАСНОВ, 

заслуженный артист России 

Пётр МАКАРОВ

БЕРТРАН

Антон ФОМУШКИН,

Валерий ХРАПОНОВ

ИОЛАНТА

лауреат международных конкурсов

Наталья ДМИТРИЕВСКАЯ, 

Елена КОСОЛАПОВА (Кузнецова), 

лауреат международных конкурсов 

Екатерина КРАСНОВА

МАРТА

Евгения ДОЛГОПОЛОВА,

Элина ОДНОРОМАНЕНКО

БРИГИТТА

лауреат международного конкурса

 Екатерина ГОРБАНЬ,

лауреат международных конкурсов

 Марианна ЗАКАРЯН, 

лауреат международного конкурса

 Анастасия КУЛЯБИНА

ЛАУРА

лауреат всероссийского конкурса 

Надежда КРИВУША,

Юлия ИЗОТОВА

Оркестр, артисты хора и мимического ансамбля Ростовского государственного музыкального театра

Дирижеры – заслуженный артист России Андрей АНИХАНОВ, Алексей ШАКУРО

Фотогалерея

2.jpg DSC_7206.jpg 1.jpg DSC_7223.jpg DSC_7224.jpg DSC_7356.jpg DSC_7358.jpg