Сергей Танеев

Орестея (12+) 

Опера в 2-х действиях

Самое масштабное и единственное в своем жанре сочинение С. И. Танеева – оперная трилогия «Орестея» (1894) по одноименной трагедии Эсхила – увы, не может похвастаться счастливой судьбой. Далеко не сразу оцененное по достоинству, в последующие со дня премьеры 100 лет оно, по сути, инерционно зачислялось в разряд «несценических» произведений. Выбор античного сюжета настолько шел вразрез с ведущими тенденциями оперного театра своего времени, что выглядел не новаторством, а, как писали критики, «ненужным и неестественным анахронизмом», возвратом к давно ушедшей классицистской эстетике.

И действительно, «Орестея» – исторический анахронизм, вот только не в значении отставания от времени, а в значении его опережения. Лишь в следующем десятилетии новый ренессанс античности в европейском искусстве заставит взглянуть на танеевский шедевр иначе. Для европейской культуры эта опера явилась неким провозвестником мифологического художественного мышления XX столетия: уже позднее появятся «Царь Эдип» и «Орфей» И. Стравинского, «Орестея», «Орфей», «Медея» Д. Мийо, «Антигона» А. Онеггера, «Ариадна на Наксосе» и «Электра» Р. Штрауса и др.

Но все это будет позже. А пока первое исполнение оперы 17 (29) октября 1895 года в Мариинском театре, хотя и имевшее успех у петербургской публики, заставляло Танеева собирать и вклеивать в специальную тетрадь журнальные статьи, посвященные его детищу, в которых можно было прочесть замечания типа «Эсхил писал на мертвом языке, Танеев написал мертвую оперу», определения «академический ужас», «профессорская опера» и пр. (Благо, сам композитор относился к критике стоически, полагая, что порицания всегда интереснее похвал.) И уже после 8 представлений из-за несогласия автора на многочисленные купюры, произвольно делавшиеся дирекцией, опера вскоре сошла со сцены. Больше при жизни автора «Орестея» не исполнялась.

А обратился к античному сюжету композитор, разумеется, совершенно не случайно. Любопытные факты: на фамильном гербе Танеевых изображена богиня Афина (носитель ключевых идей оперы – прощения и милосердия), отец Танеева в свое время защитил диссертацию «О трагедии вообще…»; да и знание древних языков и античной литературы было абсолютно естественно для образованного человека того времени. Но главное – этический пафос греческой трагедии как нельзя лучше соответствовал содержательному лейтмотиву творчества Танеева, закрепившемуся в литературе в формуле «путь от мрака к свету»; в конкретном случае – грех, его искупление покаянием и страданием, и – прощение, сопровождаемое катарсическим преображением.

Замысел создать оперу на сюжет «Орестеи» возник у Танеева в 1882 году. Увлеченный темой, композитор изучает творения древнегреческих авторов и сочинения о них. Миф об Оресте, захвативший воображение Танеева, – один из самых древних. Уже в «Одиссее» Гомера рассказывается о цепи кровавых злодеяний в доме Атридов. Много веков спустя это предание разработали три величайших трагика Греции – Эсхил, Софокл и Еврипид. Из них наиболее монументальный и завершенный вариант принадлежит Эсхилу, на котором и остановился Танеев. Либретто писал при ближайшем участии композитора известный знаток античности А. А. Венкстерн.

Начинавший работу над любым произведением с написания многочисленных эскизов и полифонических опытов, чтобы полностью технически овладеть тематическим материалом, Танеев и здесь не изменил своему методу, поэтому создание оперы растянулось на достаточно продолжительный срок – 7 лет, с 1887 по 1894 год. Одним из таких предварительных опытов стала даже программная симфоническая увертюра «Орестея», основанная на тематизме оперы и написанная в 1889 году.

Появившаяся же в итоге на свет оперная партитура Танеева заняла уникальное место в истории русской музыки. Трагедия Эсхила, осмысленная через идеи русской философии, насыщенная энергией русского эпического музыкального романтизма, предстает в его трактовке монументальным музыкально-драматическим действом, драмой, в которой выведены мощные человеческие характеры, показаны во всей своей полноте необузданные человеческие страсти, прослежены пути, по которым человек ищет правильное решение в свой жизни.

И конечно, этические проблемы, волновавшие людей эпохи античности, оказались актуальны и во времена, когда жил Танеев, и остаются таковыми по сей день: это вечные конфликты сил, олицетворяющих добро и зло, утверждение торжества высшего разума над миром слепых и темных страстей.

Однако в силу сложности и самобытности музыкального материала немногие труппы по сей день отваживаются обратиться к танеевскому шедевру. Полноценные постановки в мире можно пересчитать по пальцам одной руки. После премьеры 1895 года в Мариинском театре опера еще раз появилась в 1915 году, затем ставилась в Театре Московского Совета рабочих депутатов незадолго до революции в сентябре 1917 года. В советскую эпоху «Орестею» исполняли в Минске в 1963 году. В новом столетии в 2011 году к ней обратился Саратовский театр и балета, а в 2013 – Центр исполнительских искусств Ричарда Б.Фишера близ Нью-Йорка. Остальные же единичные случаи исполнения «Орестеи» – либо концертные (1939 и 2001 – Большой зал Московской консерватории, 1946 – Дом актеров, Дом ученых), либо фрагментарные, неполные (1961 – Театр им. Маяковского, 2004 – Карнеги-холл).

Новая же постановка Ростовского музыкального театра, надеемся, станет еще одним шагом в популяризации гениальной музыки и борьбе с мифом о ее «несценичности».

 

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Картина 1

Открытое место в Аргосе перед дворцом Атридов. Звездная ночь. Во главе торжественной процессии выходит царица. Клитемнестра возвещает народу о взятии Трои. Ликующий народ следует за своей правительницей.

Светает. Появляется любовник Клитемнестры – Эгист, двоюродный брат ее мужа. Охваченный злобой и страхом, он вспоминает о трагической судьбе, тяготеющей над домом Атридов. Представители этого рода ведут друг с другом длительную кровавую борьбу. Атрей, отец Агамемнона, чтобы отстранить от обладания троном своего брата Тиеста, пригласил его на пиршество и угостил мясом умерщвленных его детей. Это злодеяние неизбежно должно повлечь новое преступление, жертвой которого падет Агамемнон. Появившаяся Клитемнестра говорит Эгисту о своей затаенной ненависти и готовности убить супруга: она должна отомстить за свою дочь Ифигению, принесенную Агамемноном в жертву богине Артемиде.

Картина 2

Народ приветствует въезжающего в город Агамемнона. Вместе с ним пленница – Кассандра, дочь троянского царя Приама. По приказанию царицы, рабыни расстилают перед Агамемноном пурпурные ткани, по которым царь удаляется во дворец.

Клитемнестра обращается к слепой Кассандре, приказывая следовать за нею. Последняя, обладая даром пророчества, приходит в волнение. Кассандрой овладевают видения: она предсказывает две смерти – Агамемнона и свою. Но пророчица верит в неминуемое возмездие: из дальних стран придет странник, который отомстит кровью за кровь отца и снимет проклятье, тяготеющее над домом Атридов.

Кассандра смело направляется во дворец, навстречу гибели. Народ молчит, подавленный ужасом. Слышится предсмертный вопль Агамемнона. Из дворца с мечом в руках выходит Клитемнестра. Она пытается оправдаться, уверяя, что была лишь орудием мести в руках справедливого рока. Народ оплакивает убитых и предчувствует новые бедствия.

Появляется Эгист. Хвастливый и самонадеянный любовник царицы объявляет себя новым правителем. Народ возмущен. Клитемнестра уводит Эгиста во дворец. Народ призывает грядущего мстителя и освободителя.

Картина 3

Комната на женской половине дворца Атридов. Жестокие муки совести терзают царицу. Наступившее забытье нарушается появлением кровавого призрака Агамемнона, предсказывающего гибель Клитемнестры от руки ее собственного сына. Царица в ужасе вскакивает с ложа, взывая о помощи и спасенье. Вбегают прислужницы и дочь Электра. Клитемнестра думает умилостивить богов совершением жертвенных возлияний на могиле Агамемнона. Она поручает Электре совершить обряд. Та, давно затаив ненависть к матери, соглашается.

 

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Картина 4

Гробница Агамемнона. С посохом в руках, в дорожном платье появляется Орест. Он вырос изгнанником и ныне явился для отмщения за смерть отца. Орест приветствует родину и плачет над могилой.

Вдали слышатся голоса плакальщиц, идущих вместе с Электрой совершить обряд поминовения. Мысли Электры устремляются к брату, она молит богов о его возвращении. Услышав это, Орест выходит к ней. Он считает себя призванным совершить матереубийство и тем самым восстановить справедливость. Вместе с сестрой он клянется отомстить за насильственную смерть отца.

Навстречу Оресту выходят Клитемнестра, Эгист и Электра. Не узнанный матерью, Орест сообщает ей весть, будто бы сын ее погиб. Клитемнестра и ее любовник не в силах скрыть своей радости: погиб суровый мститель за смерть Агамемнона.

Обманчивая идиллия. Тишина нарушается криком раба, зовущего на помощь. Появившейся царице он сообщает об убийстве Эгиста. Охваченная ужасом, Клитемнестра догадывается о том, что пришедшим незнакомцем оказался сын.

Схватка матери и сына жестока. Царица молит его о пощаде. Тронутый ее словами, Орест в нерешительности опускает меч, но внезапно вспоминает веление Аполлона защитить поруганную справедливость. Смертельный удар меча обрывает жизнь Клитемнестры. Напрасно Орест старается уверить себя, что свято выполнил свой долг. Убийца испытывает невыносимые нравственные муки. Рассудок Ореста тускнеет, его страхи материализуются в образах фурий – богинь мести, и он в ужасе убегает.

Картина 5

Поднимается буря. Изнемогая от преследования фурий, повсюду преграждающих путь к бегству, обессиленный Орест в отчаянии призывает смерть, В помраченном сознании его рождается спасительная мысль – искать прибежища в Дельфийском храме Аполлона.

Картина 6

Храм Аполлона в Дельфах. Орест в изнеможении падает к подножью алтаря. Аполлон изгоняет фурий, отправляет Ореста на суд Афины и обещает быть его защитником.

 Картина 7

Афины. Народ славит суд, учрежденный богиней. Орест с волнением ожидает приговора. Приближается процессия судий, их голосование решит судьбу Ореста. Ареопагит – верховный судья –  возвещает, что голоса разделились поровну – за осуждение и оправдание. С раскаянием о содеянном и горячей мольбой о прощении Орест обращается к Афине.

Афина Паллада спускается с неба. Орест в торжественном благоговении созерцает ее величественный образ. Поскольку его раскаяние было искренним, богиня мудрости отдает свой голос за его прощение. В ее заключительных словах, обращенных ко всем людям, звучит призыв жить в мире, полном любви и согласия.

 Художественный руководитель постановки

заслуженный деятель искусств России

Вячеслав КУЩЁВ 

 Музыкальный руководитель и режиссер-постановщик заслуженный артист России

Андрей АНИХАНОВ

 Художник-постановщик Ирина АГУФ
 Художник по костюмам Екатерина ЯКУБЕЦ
 Хормейстер-постановщик заслуженный деятель искусств России

Елена КЛИНИЧЕВА

 Художник по свету Ирина ВТОРНИКОВА
 Хореограф-постановщик Вита МУЛЮКИНА
 Видеоарт Ирина АГУФ,

Виталий МЛТЫХЯН,

Вячеслав ШЕСТАК

 Дирижёр Михаил ПАБУЗИН
 Режиссёр-ассистент лауреат международных конкурсов

Павел СОРОКИН

 Хормейстер  Сусанна ТАКМАЗЯН
 Звукорежиссёр Павел ОМЕЛЬЧЕНКО
 Ассистент хореографа-постановщика Наталья ЩЕРБИНА
 Ответсвенный концертмейстер Светлана АНТОНОВА
 Концертмейстры лауреат международного конкурса

Лидия ЖУРАВЛЁВА,

Татьяна САВЧЕНКОВА

 Концертмейстеры хора Айшат КОККЕЗОВА,

лауреат международных конкурсов 

Юрий КОККО

 Ассистенты режиссера  Дарья ПОДГАЛЬНАЯ,

Кетеван ЦУЦКИРИДЗЕ

 

АГАМЕМНОН

Борис ГУСЕВ

КЛИТЕМНЕСТРА 

Юлия ИЗОТОВА,

лауреат всероссийского конкурса

Надежда КРИВУША,

Элина ОДНОРОМАНЕНКО

ОРЕСТ 

лауреат международных конкурсов

Виталий КОЗИН,

лауреат международного конкурса

Виталий РЕВЯКИН

ЭЛЕКТРА

лауреат международного конкурса

Анастасия КУЛЯБИНА,

лауреат международного конкурса

Ольга ПЯТНИЦКИХ

ЭГИСТ

Артур АЧЫЛОВ,

Тимур ХАМУ-НИМАТ 

КАССАНДРА / АФИНА

лауреат международных конкурсов

Екатерина КРАСНОВА,

Елена КОСОЛАПОВА (Кузнецова)

АПОЛЛОН

лауреат всероссийских и международного конкурсов

Иван САПУНОВ

АРЕОПАГИТ

Тимур ХАМУ-НИМАТ,

заслуженный артист России 

Александр МУСИЕНКО  

РАБ

Валерий  ХРАПОНОВ 

ФУРИЯ

Елена ВОРОБЬЁВА,

Лилия ЛЕДНЁВА,

Наталья ЩЕРБИНА

Фотогалерея

EA9C7935.JPG EA9C8343.JPG _A9C8324.JPG EA9C8384.JPG IMG_0012.JPG IMG_0104.JPG IMG_0107.JPG IMG_0109.JPG oresteya1.jpg IMG_9887.JPG IMG_9932.JPG