Александр Бородин

Князь Игорь (6+) 

Опера в 4-х действиях с прологом

18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой В. В. Стасов предложил композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве». А. П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностяхПутивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем.

Опера писалась в течение восемнадцати лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Константинович Глазунов и Николай Андреевич Римский-Корсаков. Считается, что Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую слышал в авторском исполнении на фортепиано (сам он опроверг эту легенду на страницах Русской музыкальной газеты)[1]. Он также почти целиком сочинил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.

Бородин, Римский-Корсаков и, возможно, также А. К. Лядов вместе оркестровали сюиту «половецких танцев» второго акта, которая приобрела огромную популярность. В продолжении традиций оперы Глинки «Жизнь за царя», событийное развитие в сюжетной линии оперы «Князь Игорь» отражает грандиозность народных сцен с мощным звучанием хора, и в то же время, необычайные по красоте арии героев: Ярославны, Кончаковны, Владимира иполовецкой девушки.

Александр Порфирьевич Бородин успел оркестровать часть пролога (всё, кроме «Сцены затмения»), речитатив и арию князя Владимира Галицкого (I картина I акта), арию Ярославны и её сцену с девушками (II картина I акта, 1879), каватину Кончаковны (II акт, 1869), речитатив и каватину князя Владимира (II акт), арию Кончака (II акт), плач Ярославны (IV акт, 1875), народный хор (IV акт, 1879) и финальную сцену IV акта — партитура для оркестра с участием тенора Ерошки,баса Скулы и хора.

Трио Игоря, Владимира, Кончаковны и финал третьего акта с хором, Кончаковной и Кончаком были написаны Бородиным и завершены Глазуновым, который впоследствии и оркестровал их в 1888 году.

Римский-Корсаков и Глазунов сами написали сцену II акта, с участием Кончаковны и хора в 1887 году.

Композиторы были дружны и работали в тесном кругу, потому музыкальный стиль оперы представляет художественную целостность. Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков оркестровали большую часть музыки (часть которой совсем не была записана), последний настоял на том, что «Князь Игорь» — полностью опера Александра Порфирьевича Бородина" — из книги А. Майкапара[2][3]. Насколько это справедливо, можно судить, сравнив редакцию Римского-Корсакова и Глазунова с недавно изданной авторской редакцией оперы[4].

Премьера оперы прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

В прессе встречается мнение[5] (основанное на работе Павла Александровича Ламма по реконструкции авторской версии оперы), что незавершённость «Князя Игоря» — в большой степени легенда и что вместо того, чтобы только оркестровать часть номеров, Римский-Корсаков и Глазунов предпочли заново переписать большую часть абсолютно завершённой автором музыки.

 

 

 

 

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Пролог. В древнем русском городе Путивле князь Игорь собирается с дружиной в поход на половцев. Князь Галицкий де­монстрирует всем собравшимся заклю­ченных в клетку половецких лазутчиков, среди которых знатный воин Овлур. Игорь объявляет о походе на половцев и отпуска­ет пленных. Народ покорно славит князя. Внезапно землю окутывает мрак - начинается солнечное затмение. Видя в этом недоброе предзнаменование, народ и боя­ре отговаривают Игоря; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Поручив заботы о жене её брату Владимиру Галицкому, он ведет дружину на битву с врагом.

Увертюра. ...И потянулись долгие мучи­тельные дни разлуки...

I картина. Галицкий воспользовал­ся отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочни­ки Скула и Брошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь Галицкий прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.

II картина. Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в нерав­ном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тре­вожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.

Второе действие

III картина. Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и  пляска­ми развлекают дочь хана Кончаковну. Но лишь радостное свидание с полюбившим­ся  ей   княжичем  Владимиром   развеяло грусть красавицы. В тяжком, мучитель­ном раздумье Игорь. Благодарный Оплур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется - не при­стало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воин­ственный хан Кончак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже от­пустить его, если Игорь даст слово не под­нимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рас­сеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.

IV картина. С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег, и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать сё. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга.Тогда Кончаковна будит спящий стан и за­держивает Владимира; Игорю удается бе­жать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владими­ра своим зятем.

V картина. Пасмурным ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна. Она обращается к ветру, солн­цу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. Внезапно в оборванном страннике Ярославна узнаёт своего мужа, постаревшего и обезумевшего...

Эпилог. ...И собрались они там, где все равны...

(Использован материал из книги «100 опер», сост. М. Друскин)

 

Художественный руководитель

заслуженный деятель искусств России

Вячеслав КУЩЁВ

Дирижёр-постановщик

Валерий ВОРОНИН

Режиссёр-постановщик

народный артист России

Юрий АЛЕКСАНДРОВ (Санкт-Петербург)

Хормейстер-постановщик

заслуженный деятель искусств России

Елена КЛИНИЧЕВА

Художник-постановщик

заслуженный художник России

Вячеслав ОКУНЕВ (Санкт-Петербург)

Хореограф-постановщик

народный артист России

Юрий КЛЕВЦОВ (Москва)

Художник по свету

Ирина ВТОРНИКОВА

Дирижёр

Алексей ШАКУРО,

Михаил ПАБУЗИН

Режиссёр 

Светлана ГУСЕВА

Хормейстер

Наталья ПЕТЛИЦЫНА

Режиссёр по пластике

Ирина ШАРОНОВА

Ассистент режиссера по пластике 

Степан ОЛЬХОВСКИЙ

Ответственный концертмейстер 

Светлана АНТОНОВА

Концертмейстеры 

лауреат международного конкурса

Лидия ЖУРАВЛЁВА,

Татьяна САВЧЕНКОВА

Концертмейстер хора 

Диана БАГДАСАРЯН

Помощники режиссёра 

Дарья ПОДГАЛЬНАЯ,

Кетеван ЦУЦКИРИДЗЕ

ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ,
князь Северский

Павел КРАСНОВ,

заслуженный артист России

Пётр МАКАРОВ

ЯРОСЛАВНА,
его жена во втором браке

Елена КОСОЛАПОВА (Кузнецова),

лауреат международных конкурсов

Наталья ДМИТРИЕВСКАЯ,

лауреат международных конкурсов

Екатерина КРАСНОВА

ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ,
его сын от первого брака

Александр ЛЕЙЧЕНКОВ,

лауреат всероссийского конкурса

Сергей МАНЬКОВСКИЙ

ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВОВИЧ,
князь Галицкий,
брат Ярославны

Юрий АЛЁХИН,

Эдуард ЗАКАРЯН

КОНЧАК,

половецкий хан

Борис ГУСЕВ,

заслуженный артист России 

Александр МУСИЕНКО 

КОНЧАКОВНА,

его дочь

Евгения ДОЛГОПОЛОВА,

лауреат всероссийского конкурса

Надежда КРИВУША,

Элина ОДНОРОМАНЕНКО

ОВЛУР,

крещеный половчанин

Кирилл ЧУРСИН

СКУЛА,

гудошник

Тимур ХАМУ-НИМАТ,

Валерий ХРАПОНОВ

ЕРОШКА,

гудошник

народный артист России

Геннадий ВЕРХОГЛЯД,

Владимир КАБАНОВ

НЯНЯ ЯРОСЛАВНЫ

Ольга АСКАЛЕПОВА,

Юлия ИЗОТОВА,

Евгения ДОЛГОПОЛОВА

ПОЛОВЕЦКАЯ ДЕВУШКА

лауреат международных конкурсов

Марианна ЗАКАРЯН,

Ольга МАКАРОВА,

Ольга ПЯТНИЦКИХ

Фотогалерея

59.JPG 60.JPG 61.JPG 125.jpg 126.jpg 127.jpg 128.jpg 129.jpg