История театра 

 
Первое десятилетие ростовский театр оперетты располагался в этом здании

Первое десятилетие Ростовский театр оперетты располагался в этом здании — бывшем театре Машонкина на пересечении проспекта Буденновского и улицы Горького. В годы Великой Отечественной Войны здание было разрушено.

Ростов-на-Дону – один из старейших центров музыкальной жизни Юга России. Уже во второй половине 19 века в городе существовали театральные и музыкальные общества, выступали популярные певцы, композиторы, артисты.
В 1869 году известный антрепренер Григорий Вальяно привез из Парижа в Ростов творения композитора Жака Оффенбаха. С тех пор оперетта обрела “свой дом” в ростовских театрах.

А в 1892 году антрепренер Георгий Черкасов создал в городе первый оперный театр, который просуществовал всего два сезона. Однако гастроли оперных певцов и музыкантов в Ростове не прекращались – среди них были Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, А. Скрябин, Л. Собинов...

Официальной датой рождения театра музыкальной комедии стал 1919 год, а в январе 1931 года театр получил новый статус – “государственный”. За период своего становления Ростовский театр музкомедии дал около 1300 спектаклей, совершил гастрольные поездки в Баку, Новороссийск, Кисловодск, Воронеж, Севастополь, Симферополь. В 1931 – 1935 годах в репертуаре театра значительное место занимает советская тематика, идут "венско-классические" оперетты. Театр создает два содержательных спектакля на материале классики – "Периколу" Ж. Оффенбаха и "Сюркуф" Р.Планкета. Оба спектакля были приурочены к первому юбилею театра. Затем были показаны "Сорочинская ярмарка" А.Рябова, "Дерзкая девчонка", "Соловьиный сад" С. Заславского, "Голубые скалы" А. Софронова и др.

Начиная с зимнего сезона 1935 – 1936 гг. вплоть до начала Великой Отечественной войны деятельность театра можно определить как период быстрого творческого роста. Ядро труппы составляли талантливые артисты Н. Мальская, Т.Павлоцкая, А. Воробьева, А. Сергиенко, М. Владимирова, Б. Бенский, Г. Капаницын, Б. Радов, А. Шилин и др. Именно этому коллективу предстояло вместе со всей страной выдержать одно из самых тяжелых испытаний минувшего столетия – испытание войной...
В послевоенные годы театр осуществляет постановку новых спектаклей. В том числе – "Раскинулось море широко", "Корневильские колокола", "Цыганский барон", "Табачный капитан". Ростовская оперетта ищет и находит новых героев, новые темы и новых зрителей. 

В этом здании на улице Серафимовича размещался так любимый ростовчанами Театр музыкальной комедии.Программа театра

С приходом в Ростовский театр режиссера Кирилла Васильева в 1975 году начинается новый этап в развитии театрального коллектива и всего жанра в целом. Достаточно сказать, что его "Бабий бунт" по М. Шолохову и "Сладка ягода" по В. Шукшину открыли многим театрам, последовавшим за Ростовской музкомедией, новый путь к созданию современного музыкального спектакля, в основе которого вполне может быть "большая" литература. На афишах театра появились спектакли, созданные по произведениям Н. Гоголя, Н. Лескова, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, А.Твардовского.

В 80-90е годы музыкальное искусство начало наполняться свежими ритмами. В Ростовском театре музыкальной комедии появляются новые жанры – мюзикл и рок-опера, которые очень быстро завоевывают любовь зрителей и артистов. На сцене с большим успехом идут: "Моя прекрасная леди" Ф.Лоу, "Кабаре" Дж. Кендера, "Похищение" и "Сестра Керри" Р. Паулса, "Ордер на убийство" на музыку группы "Битлз", "Шарман – Канкан" И. Левина, пользующаяся неизменным успехом до нынешних дней рок-опера Алексея Рыбникова "Юнона" и "Авось". Эти годы подарили театру большую группу молодых одаренных актеров, многие из которых и сегодня украшают донскую сцену своим талантом: ныне народные артисты России Александр Клейменов и Геннадий Верхогляд,  заслуженные артисты России Марина Красильникова, Наталия Макарова, Вячеслав Гостищев, другие любимые зрителями актеры.

«Белый рояль»

В сентябре 1999 года в нашем городе произошло важное событие: Ростовский театр музыкальной комедии переехал в новое здание общей площадью 37 тысяч квадратных метров и сценической площадкой, которая на сегодняшний день уступает по своим техническим параметрам и размеру зеркала сцены только Большому театру. История строительства этого здания насчитывает несколько десятилетий. Создателями грандиозного по тем временам сооружения стали молодые архитекторы Л. Лобак, Г. Дуков, В. Хафизов. Перед ними стояла непростая задача: создать запоминающийся силуэт здания, который олицетворял бы собой музыкальное искусство. Таким символом они выбрали рояль с открытой крышкой (служивший графическим логотипом театра музыкальной комедии на его афишах и в программках). Пройдя нелегкий путь строительства, театр в 1999 г. открыл свои двери благодаря пристальному вниманию, заботе и поддержке Администрации области и ее губернатора.

Но центром культурной жизни Южного Федерального округа театр стал не только благодаря "беломраморному чуду". С момента переезда в великолепное новое здание в нем начался период существенных изменений: театр приобрел новый статус музыкального – в нем были созданы оперная и балетная труппы. В настоящее время в театре представлены различные спектакли в жанрах оперы, балета, оперетты и мюзикла. Большой, разнообразный репертуар требует значительных творческих сил. В последние годы увеличился коллектив исполнителей. Сегодня вокальная труппа насчитывает свыше 60 солистов, балетная – более 60 артистов, хор – свыше 60 артистов, состав оркестра включает более 100 инструменталистов.

Новый Ростовский государственный музыкальный театр стал настоящим культурным феноменом современной России. Он изменил свой статус и, являясь правопреемником театра музыкальной комедии, сегодня имеет в своем репертуаре оперы, балеты, оперетты, мюзиклы, рок-оперу, музыкальные новеллы, блестящие симфонические концерты. Театр одновременно опытен и юн, хранит старинные музыкальные традиции и смело экспериментирует в области современного искусства. Большой разнообразный репертуар требует значительных творческих сил. Был усилен симфонический оркестр, созданы оперная и балетная труппы. В последние годы увеличился коллектив исполнителей. Сегодня вокальная труппа насчитывает свыше 60 солистов, балетная – более 60 артистов, хор – свыше 70 артистов, состав оркестра – более 100 инструменталистов. Ежегодно театр показывает около 300 спектаклей и концертов на Большой (1000 зрительских мест) и Камерной (238 мест) сценах, а также в музыкально-развлекательном центре "Белый рояль". 
Здание театра является одним из самых технически оснащенных и современных не только на Юге России, но и во всей стране. Здесь проводятся различные форумы, фестивали, музыкальные праздники, что позволяет говорить о театре как о крупнейшем культурном центре Юга России.

За 17 лет на сцене театра были созданы оперные спектакли "Кармен" Ж.Бизе, "Паяцы" Р.Леонкавалло, "Севильский цирюльник" Дж.Россини, "Травиата" и "Риголетто" Дж.Верди, "Мадам Баттерфляй" и "Богема" Дж.Пуччини, "Царская невеста" Н.Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А.Бородина, "Евгений Онегин", "Иоланта" и "Пиковая дама" П.Чайковского, "Леди Макбет Мценского уезда" Д.Шостаковича, "Волшебная флейта" В.-А.Моцарта и многие другие; балетные спектакли "Жизель" А.Адама, "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик" П.Чайковского, "Дон Кихот" Л.Минкуса, "Болеро" М.Равеля, "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева, "Тщетная предосторожность" Л.Герольда и П.Гертеля, "Гамлет" на музыку Д.Шостаковича; оперетты "Принцесса цирка" и "Королева чардаша" И.Кальмана, "Летучая мышь" и "Цыганский барон" И.Штрауса, "Бал в Савойе" П.Абрахама, "Веселая вдова" Ф.Легара, "Бабий бунт" Е.Птичкина, "Орфей в аду" Ж.Оффенбаха, "Белая акация" И.Дунаевского, "Звуки мюзикла" и многие другие. 
У театра обширная гастрольная география. За последние годы труппа побывала на гастролях в Германии, Италии, Испании, Польше, Португалии, Великобритании, Ирландии, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре.
Театр отмечен множеством региональных, российских и зарубежных наград. Балетная труппа приняла участие в Сервантесовском фестивале в Испании, фестивале балетного искусства в Италии, за свои достижения награждена медалью Дягилева. Оперная труппа открывала Азиатские игры в 2007 году. Успешное выступление коллектива на XI и XVII Национальном театральном фестивале "Золотая Маска" в 2005 и в 2011 годах (спектакль "Леди Макбет Мценского уезда" был удостоен звания лауреата в двух номинациях в 2005 году, солист театра Дмитрий Аверин стал Лауреатом 2011 г. в номинации "Лучшая мужская роль в музыкальном спектакле"), неизменные аншлаги, с которыми проходят спектакли ростовчан на российских и зарубежных сценических площадках, высокие оценки музыкальных, театральных критиков и журналистов убедительно доказывают, что сегодня Ростовский государственный музыкальный театр по праву можно считать одним из сильнейших театральных коллективов страны.

С театром успешно сотрудничают крупные мастера отечественного и мирового театрального искусства, среди которых режиссеры: народный артист России Юрий Александров, заслуженный деятель искусств России Георгий Исаакян, народные артисты России Юрий Лаптев и Кирилл Стрежнев, Сусанна Цирюк, Константин Балакин; дирижеры: Андрей Галанов, заслуженный деятель искусств России Александр Анисимов, Маурицио Донес (Италия), Марчелло Моттаделли (Италия), Роберт Лайалл (США), заслуженный артист РФ Андрей Аниханов; художники: Юрий Купер, Эрнст Хайдебрехт, народный художник России Вячеслав Окунев, Зиновий Марголин, Сергей Бархин, Степан Зограбян; балетмейстеры - народная артистка СССР Габриэла Комлева, народный артист России Алексей Фадеечев и многие другие.