Н. А. Римский-Корсаков

Царская невеста (12+) 

опера в 4-х действиях

Либретто Н. Римского-Корсакова и И. Тюменева по одноименной драме Л. Мея 
Концертно-симфоническая версия (исполняется с одним антрактом)
Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут

Премьера состоялась 16 сентября 2007 года

 

«Царская невеста» – девятая опера Н. А. Римского-Корсакова. Этот сюжет давно занимал воображение композитора. Еще в 1868 году на эту пьесу Мея внимание композитора обратил Милий Балакирев, но тогда Римский-Корсаков остановился на другой драме Мея – «Псковитянка», написав на ее сюжет одноименную оперу.

Действие «Царской невесты» Мея происходит в драматичную эпоху Ивана Грозного, в период жестокой борьбы царской опричнины с боярством. Эта борьба, способствовавшая объединению русского государства, сопровождалась многочисленными проявлениями деспотизма и произвола. Напряженные ситуации той эпохи, представители различных слоев населения, жизнь и быт московской Руси исторически правдиво обрисованы в пьесе Мея.

В опере Римского-Корсакова сюжет пьесы не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. Светлый, чистый образ Марфы, невесты царя, – один из наиболее обаятельных женских образов в творчестве Римского-Корсакова. Марфе противостоит Грязной – коварный, властный, не останавливающийся ни перед чем в осуществлении своих замыслов; но Грязной обладает горячим сердцем и падает жертвой собственной страсти. Реалистически убедительны образы покинутой любовницы Грязного Любаши, юношески простосердечного и доверчивого Лыкова, расчетливо-жестокого Бомелия. На всем протяжении оперы ощущается присутствие Ивана Грозного, незримо определяющего судьбы героев драмы.

Первое действие

Смятение царит в душе царского опричника Григория Грязного: дочь купца Василия Собакина, красавица Марфа, которую полюбил Грязной, просватана за другого - боярина Ивана Лыкова. Ранее не знавший ни в чём отказа, Григорий не может справиться с отчаянием. Стремясь забыться, он зовёт к себе на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. Вместе с ними приходят царский лекарь Бомелий и жених Марфы Иван Лыков. По требованию Малюты появляется Любаша. Насильно увезённая из дома, она самозабвенно полюбила Грязного и теперь мучительно переживает его холодность. Проводив гостей, Григорий останавливает Бомелия и просит у него приворотное зелье. Их разговор подслушивает Любаша, с болью убеждаясь в справедливости своих ревнивых подозрений. Григорий остаётся безучастным к её мольбам. Любаша решает мстить сопернице.

 

Второе действие

Улица в Александровской слободе. Из монастыря выходят Марфа и Дуняша, сопровождаемые Петровной. Внезапно появляется незнакомец, пугающий Марфу своим тяжёлым взглядом. Девушка и не подозревает, что перед ней - сам Иван Грозный. Тревога рассеивается с приходом Лыкова и Собакина. Все уходят в дом. К дому Собакиных подкрадывается Любаша, чтобы увидеть разлучницу. Красота Марфы поражает её. Она спешит к живущему рядом Бомелию и ценой своей любви достаёт у него зелье, чтобы извести красоту соперницы. 

 

Третье действие

В доме Собакина Лыков и Грязной. Все с тревогой ожидают возвращения Марфы и Дуняши со смотрин царских невест. Возвращается мать Дуняши - Домна Сабурова - и рассказывает, что царь приметил её дочь. Радость наполняет душу Лыкова. Все поздравляют жениха и невесту. Воспользовавшись случаем, Грязной незаметно подсыпает зелье в чарку Марфы. Внезапно веселье прекращается: появившийся Малюта Скуратов оглашает волю царя, избравшего в жёны Марфу.

 

Четвёртое действие

В царском тереме Василий Собакин глубоко опечален страшным недугом дочери. Приходит Грязной с царским словом: Лыков под пыткой сознался в том, что отравил государеву невесту, и он, Грязной, по царскому приказу казнил злодея. Марфа лишается чувств, рассудок её мутится. Грязного она принимает за Лыкова. Не в силах дольше скрывать своё преступление, Грязной признаётся, что оклеветал Лыкова и погубил невесту государя. Он готов принять жестокую кару, но прежде хочет разделаться с Бомелием. Из толпы сенных дувушек выбегает Любаша. "Я зелье подменила, а ты моей разлучнице поднёс!" - восклицает она. Грязной убивает Любашу. Опричники уводят Грязного, а всед ему раздаётся ласковый голос безумной Марфы: "Приди же завтра, Ваня!"

Художественный руководитель постановки

заслуженный деятель искусств России
Вячеслав Кущёв

Режиссёр-постановщик

Константин Балакин

Дирижёр-постановщик

Алексей Шакуро

Хормейстер-постановщик

заслуженный деятель искусств России 
Елена Клиничева

Художник по свету

Ирина Вторникова

состав исполнителей уточняется