Адольф Адан

Жизель (6+) 

балет в 2-х действиях

После успешного представления балета «Морской разбойник», который был написан А. Адамом в Петербурге специально для прославленной французской танцовщицы Марии Тальони, композитор решил не оставлять этот жанр и начал работать над балетом «Жизель». В основе сценария, созданного французским поэтом Теофилем Готье, старинная легенда, записанная Генрихом Гейне, о вилисах — погибших от несчастной любви девушках, которые, превратившись в волшебных существ, до смерти затанцовывают встречающихся им ночами молодых людей, мстя им за свою погубленную жизнь. В работе над сценарием также участвовали известные либреттисты Жюль Сен-Жорж и Жан Коралли. Над постановкой балета активно участвовал Жюль Жозеф Перро. Известно, что партия Жизели была написана специально для выдающейся балерины и жены Ж. Ж. Перро Карлотты Гризи.

Премьера балета состоялась 28 июня 1841 года на сцене парижской Grand Opera и имела грандиозный успех. Литератор Жюль Жанен писал: «Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии, и Адель Дюмилатр, и особенно Карлотта Гризи. Всего вдосталь! В добрый час! Вот что называется балетом». Показателем любви публики к балету является тот факт, что 18 лет только в Париже «Жизель» выдержала 150 представлений! И сегодня этот полный вдохновения и красоты балет украшает многие сцены мира.

Первое действие

Тихая горная деревушка окружена лесами и виноградниками. Ласковое утреннее солнце освещает простой крестьянский дом. Вместе с матерью в нем живет юная Жизель. В нее давно влюблен местный лесничий Ганс. Но сердце девушки полно светлым ожиданием большого настоящего чувства. Охотничий домик герцога Курляндского расположен неподалеку. В него с охоты прибыл принц Альберт. Внимание принца привлекает очаровательная крестьянка Жизель. Нежные чувства охватывают Альберта. Его влечет к юной красавице. Но дорогое платье принца может отпугнуть девушку, и он переодевается в крестьянскую одежду. Взаимные чувства первой любви пленяют молодых. 

Ганс в отчаянии. Его опыт подсказывает, что Альберт не тот, за кого себя выдает. Но Жизель его не слушает. Издали доносятся звуки охотничьего рога. Приближается герцог Курляндский со свитой и гостями. Крестьяне радушно приветствуют знатных особ. Смешавшись с толпой крестьян, Принц остается незамеченным. Приезд Герцога и Батильды для него полная неожиданность. Жизель привлекает внимание Батильды. Жизель танцует для нее. Батильда дарит ей ожерелье. Обрадованная Жизель убегает к подругам и присоединяется к всеобщему веселью. Среди танцующих Альберт. Внезапно Ганс грубо расталкивает веселящихся и упрекает Альберта в обмане. В охотничьем домике он обнаружил шпагу, украшенную драгоценными каменьями, и показывает ее. Жизель не хочет верить в произошедшее. Тогда Ганс трубит в рог и перед растерявшимся Принцем появляется Батильда - его невеста. Жизель потрясена случившимся. Разрушен светлый мир ее надежд и мечтаний. Девушка сходит с ума и умирает.

Второе действие

Ночь. Деревенское кладбище. Сюда приходит измученный угрызеньями совести Ганс. В лунном свете во главе с Миртой появляются призрачные вилисы - тени невест, умерших до свадьбы. "Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами... неодолимо прекрасные, пляшут вилисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны войти в свои холодные, как лед могилы..." (Г.Гейне).  Вилисы замечают Ганса. По знаку Мирты их бешеный хоровод начинает преследовать лесничего. Став стеной на пути Ганса, мстительные тени сталкивают его в озеро. Из холодной могилы появляется призрачная фигура Жизели. Мановение руки Мирты - и Жизель обретает силы. Слышен шум. Вилисы исчезают во мгле.

На кладбище с цветами приходит Альберт. Вилисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но самоотверженная бессмертная любовь Жизели защищает Альберта от гнева вилис.

Альберт и Жизель танцуют свой последний танец. Близок рассвет, а с ним и вечная разлука. С первыми лучами восходящего солнца исчезают призрачные вилисы. В последний раз мелькает призрак Жизели. Альберт возвращается к действительности. Его горе безмерно. Любовь к прекрасной Жизели навечно остаётся в его сердце.

 

 

Художественный руководитель постановки

заслуженный деятель искусств России

Вячеслав Кущёв  

Балетмейстеры-постановщики

Елена Иванова, 

заслуженный артист России и Республики Беларусь

Олег Корзенков

Хореография

Жан Коралли, 

Жюль Перро, 

Мариус Петипа,

заслуженный артист России и Республики Беларусь

Олег Корзенков 

Музыкальный руководитель постановки

Андрей Галанов

Дирижёры

заслуженный деятель искусств России

Александр Гончаров,

Алексей Шакуро 

Художник-постановщик

народный художник России 

Сергей Бархин 

Художник по костюмам

Наталья Земалиндинова 

Художник по свету

Борис Михайлов

ЖИЗЕЛЬ

Алина ГОЛЬТЯПИНА

ПРИНЦ АЛЬБЕРТ

Субедей ДАНГЫТ (впервые в спектакле)

ГАНС

Иван АЗАНОВ (впервые в спектакле)

 

ГЕРЦОГ

Степан ОЛЬХОВСКИЙ

ВИЛЬФРИД, 
друг Альберта

Вячеслав КАПУСТИН

 

БАТИЛЬДА

Елена КАПУСТИНА

 

БЕРТА, 
мать Жизели

Инна ОЛЕЙНИКОВА

ВСТАВНОЕ ПА-ДЕ-ДЕ

Екатерина САБАНЦЕВА,

Заслуженный артист России

Константин УШАКОВ

МИРТА

Наталья ЩЕРБИНА

ДВЕ ВИЛИСЫ

Екатерина КУЖНУРОВА,

Анастасия САПРОН