Дж. Россини

Севильский цирюльник (6+) 

комическая опера

Либретто Ч. Стербини по комедии П.О. Бомарше

Исполняется на итальянском языке с русскими титрами
Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут

Премьера состоялась 26 апреля 2003 года

 
В 1816 г. Дж. Россини создал оперу, которая открыла ему путь в бессмертие. Это был "Севильский цирюльник".
Комедия П. О. Бомарше "Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность" (1775) неоднократно использовалась в качестве оперного сюжета. Так, огромную известность получила опера Дж. Паизиелло, поставленная в Петербурге в 1782 г. Решение 24-летнего Россини написать оперу на тот же сюжет было сочтено дерзостью. Предварительно молодой композитор обратился к Паизиелло за разрешением, и тот ответил люьезным согласием, не сомневаясь в провале оперы самонадеянного юнца.
"Севильский цирюльник" был написан по заказу римского театра "Аржентина" для исполнения во время карнавала. Сичмнение и инструментовка оперы заняли всего 13 дней. Произведение называлось "Альмавива, или Тщетная предосторожность". Первое представление закончилось оглушительным провалом. Исполнитель партии Альмавивы забыл взять с собой гитару во время представления, Дон Базилио зацепился за гвоздь и не мог тронуться с места, в довершение всего на сцену выбежала кошка и, ослепленная светом, заметалась в поисках выхода. Но, разумеется, все эти "случайности" были преднамеренными, как и резко враждебное поведение зрителей, сопровождавшее оперу с первых тактов. Сторонники Паизиелло и враги Россини, представители соперничающих антреприз устроили грандиозный скандал, невиданный в летописях театра. Этот скандал и сорвал спектакль (Россини спасся бегством после первого действия), но последующие спектакли принесли опере триумфальный успех. Гениальная музыка открыла новые пути в истории жанра комической оперы, в ней сочетаются дерзкая буффонада, лирика, драматизм, искрящееся веселье и сатира.
Впоследствии Россини - острослов и гурман - вспоминал" Я плакал в своей жизни три раза: когда на первом представлении провалилась моя опера "Севильский цирюльник", когда на лодочной прогулке упал в воду индюк, фаршированный трюфелями, и когда я слушал Паганини".

Первое действие

Влюбленный граф Альмавива под именем бедного студента Линдора приезжает в Севилью, последовав за красавицей Розиной, воспитанницей доктора Бартоло. В тиши южной испанской ночи он поет серенаду под аккомпанемент уличных музыкантов во главе с авантюристом Фиорелло. Уже светает, но Розина так и не появилась. Внезапно звуки веселой песенки нарушают покой спящего города. Это давний приятель графа, Фигаро - цирюльник, лекарь, музыкант и неистощимый выдумщик, любимец всей Севильи. От него граф узнает, что доктор намерен как можно скорее жениться на Розине. В отчаянии граф просит Фигаро помочь ему увидеться с девушкой. Изобретательный цирюльник предлагает Альмавиве переодеться солдатом, притвориться пьяным и с ордером на постой явиться в дом Бартоло. Пользуясь отсутствием хозяина, Фигаро навещает Розину, но тот вскоре возвращается в компании дона Базилио, учителя музыки и пения. Хитрый плут Базилио предлагает отделаться от соперника при помощи испытанного средства - клеветы. Фигаро подслушивает их разговор и предупреждает Розину. Раздается дикий грохот, и в дом вваливается пьяный солдат. Это Альмавива. Между ним и Бартоло завязывается яростная перепалка. На шум сбегаются Розина, Фигаро, дон Базилио и служанка Берта. Граф пытается незаметно передать Розине записку, но опекун замечает это, и суматоха возобновляется с новой силой. Появляется офицер с командой солдат (на самом деле это переодетый Фиорелло и музыканты). По плану, придуманному Фигаро, мнимый "офицер" пытается арестовать разбушевавшегося солдата. Переполох в доме достигает апогея. У всех голова идет кругом.

 

Второе действие

Вдохновленный изобретательностью Фигаро, граф предпринимает еще одну попытку. На этот раз он проникает в дом возлюбленной под личиной дона Алонзо, примерного ученика внезапно заболевшего дона Базилио Во время урока музыки он сможет беспрепятственно объясниться с Розиной. Очень кстати пришедший побрить дона Бартоло Фигаро старается отвлечь внимание опекуна от влюбленных. Неожиданно появляется дон Базилио. Его приход грозит расстроить ловкий обман. Фигаро, граф и Розина уговаривают его идти домой и лечь в постель: ведь у него такой болезненный вид! Почувствовав в руке увесистый кошелек, все еще ничего не понимающий дон Базилио послушно удаляется. Между тем Бартоло подслушивает разговор Альмавивы и Розины, из которого узнает, что его воспитанница должна быть этой ночью похищена. Обман разоблачен, и граф вынужден скрыться.

Опекун решает использовать против влюбленных записку, переданную графом. Ему удается убедить Розину, что Линдор - обманщик, лишь выполняющий поручение Альмавивы Розина возмущена, и когда появляются Фигаро и Альмавива, она отказывается следовать за ними. Но тут же выясняется, что Альмавива и Линдор - одно лицо. Тем временем появились дон Базилио с нотариусом, которых пригласил Бартоло, решивший немедленно подписать брачный контракт. Но самого опекуна нет; обеспокоенный вестью о предстоящем похищении Розины, он пошел за стражей. Воспользовавшись этим, Фигаро сообщает нотариусу, что тот должен составить брачный контракт для Розины и Альмавивы. Дон Базилио пытается возражать, но, получив от графа еще один кошелек, смолкает и подписывает контракт как свидетель. С мнимой стражей (вновь переодетый Фиорелло) возвращается доктор Бартоло. Но слишком поздно - ему остается смириться со свершившимся фактом: опекун одурачен, влюбленные счастливы.

Художественный руководитель постановки

заслуженный деятель  искусств  России Вячеслав Кущёв 

Музыкальный руководитель и дирижёр

заслуженный деятель искусств России   
Александр Анисимов

Режиссёр-постановщик

Сусанна Цирюк

Сценография

Зиновий Марголин

Художник по костюмам

Людмила Гончарова

Хормейстер-постановщик

заслуженный деятель искусств России
Елена Клиничева

Художник по свету

Сергей Мартынов

Пластика

Елена Дмитриева

Балетмейстер

Елена Иванова